Есть один тонкий момент в мире частного образования, о котором говорят шепотом на кухнях у родителей и с иронией в чатах у репетиторов. Это тема денег. А точнее, почему одни занятия стоят 800 рублей, а другие внезапно 2 500 или даже 5 000 за час. Особенно если речь идет о подготовке к олимпиадам, редким языкам или же о каком-то совсем экзотическом направлении вроде подготовки к международным турнирам по лингвистике.
И вот тут мы подходим к той самой «экономике нишевых знаний». Спрос есть. А вот предложение сильно ограничено. Хороший олимпиадный математик – это не среднестатистический учитель, который решает задачи чуть сложнее ЕГЭ. Это часто человек, который сам был в финале Всероса, прошел через команды ФМШ, может разложить жуткий комбинаторный ужас на пальцах, и главное умеет передать эту «магическую математику» ребенку. Таких людей единицы. Не потому что другие плохие, а потому что это узкая прослойка со специфическим бэкграундом.
Та же история с редкими языками. Хотите китайский не «для туриста», а для поступления в пекинский университет? Или же шведский для поступления в магистратуру в Лунде? Таких специалистов мало, и их цена – это отражение дефицита. Плюс сюда добавляется опыт, собственные методики, участие в олимпиадах, тренингах, методических семинарах. Само собой, что все это тоже стоит времени, сил, иногда денег. Это и формирует ту самую «высокую ставку».
Если же для школьной программы вы легко найдете репетитора за 1000–1500 рублей в час, то за олимпиадного по физике или химии можете готовить от 3000 и выше. Это не прихоть. Это рынок. И тут возникает естественный вопрос: а где граница справедливости? Этично ли продавать «элитные знания» за цену, сопоставимую с консультацией юриста или визитом к хорошему врачу?
Родители, особенно из регионов, часто испытывают чувство несправедливости. Их ребенок умный, мотивированный, но доступ к этим «верхам» ограничен и банально по финансовым причинам. И тут начинаются внутренние конфликты. Кто-то обвиняет репетиторов в жадности, кто-то систему, а кто-то порой просто опускает руки.
Но если вникнуть глубже, репетитор, особенно тот, кто работает с олимпиадниками, – это не просто человек, читающий параграф из учебника. Это час интенсивной ментальной работы, подготовки, адаптации материалов, анализа ошибок, обратной связи. А еще постоянное самообучение. Мы, простите за пафос, тоже учимся каждый день. И чтобы быть в топе, тратим на это десятки часов в месяц.
Так что да, ставка высокая – это не только про «зажрались». Это про труд, про редкость компетенций и еще конечно же про ответственность. Но что делать, если ребенок талантливый, а кошелек весьма скромный?
Дорогие читатели! Чтобы подобрать нужного вам репетитора и закрыть все пробелы в знаниях, вы можете оставить заявку на сайте: https://multitutor.ru/
К счастью не все в этом мире опирается исключительно на финансовые возможности родителей. Есть гранты от образовательных фондов, стипендии от вузов, программы лицеев при университетах. Некоторые школы ищут меценатов для поддержки своих звездочек. Волонтерские проекты вроде математических кружков, олимпиадных клубов, научных лагерей. Онлайн-олимпиады, открытые лекции, наставничество. Много всего уже работает и это дает возможности.
Есть также и краудфандинг. Не такой уж экзотический формат. Если ребенок проходит отбор в сборную России на международную олимпиаду, но из маленького городка, нередко подключается местное сообщество. Кто-то делает сбор на поездку, кто-то на занятия с нужным тренером. А еще есть просто энтузиасты. Учителя, студенты МФТИ, МГУ, ВШЭ, которые бесплатно курируют кружки, делают открытые курсы, поддерживают ребят в регионах.
Сама не раз вела онлайн-группы на добровольных началах, просто потому что было жалко, что довольно крутые ребята из Сибири не могут попасть в очные кружки. Потом кто-то из них даже выиграл Всерос, а кто-то поступил в МГУ. Не скажу, что это только прямо моя заслуга, скорее, цепочка случайностей и поддержек. Но главное, что это сработало и это уже победа.
Родителям здесь важно не столько гнаться за именем преподавателя или ценником, сколько оценивать отдачу. Если ребенку с этим репетитором интересно, появляются результаты, растет мотивация – это уже очень хороший знак. Ну а если же занятия идут по принципу «вот вам листок, решайте, встретимся через неделю», тогда стоит задуматься, а стоит ли это своих денег. И будет ли из этого толк.
Лично я считают, что репетиторам не нужно забывать, зачем мы находимся в данной профессии. И это не про то, чтобы выгорать. Не идти в гонку ставок и маркетинга. Да, мы работаем за деньги, но мы все-таки в образовании. Лично мне помогает переключение: кто-то ведет бюджетную группу, кто-то делает бесплатные вебинары, кто-то «менторит» ребят в глубинке. Это не убыток – это, наоборот, вложение в смыслы. А еще источник огромного ресурса.
Есть жизнь вне индивидуальных занятий. Есть также и клубы по интересам, сообщества преподавателей, а еще студенческие кружки, олимпиады, открытые курсы. Все это тоже образование. Иногда даже более ценное, чем индивидуальное занятие за 5 тысяч.
Наш мир так стремительно меняется. Форматы доступа к знаниям тоже изменяются. Да, рынок порой диктует цену. Но и мы, как часть этого мира, можем диктовать свои правила. Главное лишь помнить, ради чего все это затевается.
Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и наши паблики в соцсетях.
Наши контакты:
- Сайт: https://multitutor.ru/
- Email: hello@multitutor.ru
- Тел: +7(495)721-88-99
Мы в социальных сетях:
- Telegram - https://t.me/aleksandr_shanichev_multitutor