А случалось ли вам становиться свидетелем того, как в храме искусства разыгрывается настоящая драма? Да не театральная — а самая что ни на есть жизненная, когда страсти кипят не на сцене, а за кулисами...
В театре имени Маяковского в начале 80-х произошло немыслимое. Две примы — одна молодая и амбициозная, другая уже завоевавшая славу советская актриса — схлестнулись не в спектакле. В жизни.
История о том, как «Сладкая женщина» подняла руку на легенду советского кино. И о том, что за этим последовало...
Две звезды на одном небосклоне
Начало 70-х. Театр имени Маяковского переживает новый расцвет под руководством Андрея Гончарова. Сюда приходят свежие силы — и среди них выпускница «Щуки» Наталья Гундарева.
1971 год — Наташа только-только из института, амбициозная, талантливая, но пока ещё никому не известная дебютантка. Играет эпизоды, мечтает о главных ролях, внимательно изучает театральную иерархию...
А в 1972 году случается землетрясение — в театр из МХАТа переходит сама Татьяна Доронина! Уже звезда, уже легенда. «Три тополя на Плющихе», «Первый учитель», «А зори здесь тихие» … Её знает вся страна.
— Доронина сразу стала примой труппы, — вспоминали очевидцы. — Наташа это видела и... молчала.
Молчала, но записывала в свой блокнотик. Наблюдала. Училась у великой советской актрисы. И ждала своего звёздного часа.
Татьяна Васильевна даже не здоровалась с молодой актрисой — зачем примадонне замечать статистку? А Гундарева это помнила... Ох, как помнила!
Первые трещины в хрустале
Поначалу всё шло по заведённому порядку. Доронина — королева театра, все главные роли её. Гундарева — на вторых ролях, терпеливо ждёт.
Но время шло, и молодая актриса набирала силу...
А потом случилась история со спектаклем «Банкрот» — та самая, что станет переломной
Липочка в «Банкроте» — роль Дорониной. Премьера назначена, билеты проданы, зрители ждут...
И вдруг — Татьяна Васильевна срочно уезжает в ФРГ! Гастроли не терпят отлагательств, спектакль под угрозой срыва.
— Наташа сидела в зале, записывала в блокнотик всё, что делала Доронина, — рассказывал режиссёр. — И когда случился форс-мажор, она была готова!
Гундарева выходит на сцену вместо примы. И.… триумф! Зрители в восторге, критики хвалят, коллеги аплодируют.
— Это был самый счастливый момент в моей жизни! — призналась позже Наталья.
Самый счастливый... А для Дорониной, возможно, самый горький. Ведь она поняла: у неё появилась соперница.
Смена караула
Конец 70-х — начало 80-х. Гундарева уже не та скромная девочка из института. «Сладкая женщина», «Одиноким предоставляется общежитие», «Былое и думы»
Кинорежиссёры наперебой приглашают её сниматься
А Доронина чувствует: почва уходит из-под ног. Молодая соперница не просто догоняет — она обгоняет!
— Им стало тесно сосуществовать в одном театре, — констатировали знатоки театральной жизни.
И правда: две сильные советские актрисы, две ярких индивидуальности, два мощных темперамента... Рано или поздно должен был произойти взрыв.
Коллеги чувствовали накал страстей. На репетициях между примами то и дело вспыхивали перепалки
Гончаров пытался сгладить углы, но понимал: ситуация критическая.
— Одна из них должна была уйти, — шептались актёры за кулисами.
Но кто? И когда?..
Последняя капля
А потом случилось то, чего никто не ожидал...
Обычная репетиция. Театр имени Маяковского, начало 80-х. Присутствуют свидетели — среди них Татьяна Васильева, которая позже и расскажет миру эту историю.
Начинается как очередная словесная перепалка между примами. Но на этот раз что-то идёт не так... Эмоции накаляются до предела. Слова становятся всё резче, взгляды — всё злее...
И тут происходит немыслимое:
Наталья Гундарева поднимает руку и даёт пощёчину признанной советской актрисе - Татьяне Дорониной!
— Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне! — потрясённо рассказывала потом Васильева. — Была такая рукопашная!
Тишина. Секунда оглушающей тишины, когда никто не может поверить в происходящее...
Доронина не ответила ударом на удар. Сохранила достоинство, но унижение было публичным и болезненным.
— Свидетелей оказалось так много, что новость разлетелась по всей Москве за считанные часы, — вспоминали очевидцы.
Театральная столица гудела: «Гундарева ударила Доронину! Молодая актриса подняла руку на легенду!»
После грозы
Гончаров пытался замять скандал:
— Артисты — люди эмоциональные, всякое бывает...
Но разве можно скрыть то, что видели десятки человек?
Доронина поняла: после такого унижения в театре ей не остаться. Её авторитет подорван, статус примы утрачен безвозвратно. В 1983 году она покидает театр Маяковского и возвращается в МХАТ к Олегу Ефремову.
А Гундарева остаётся «полновластной царицей театра». Победа полная и окончательная. Трон завоёван, соперница изгнана...
Цена победы
Но всё ли так просто в этой истории?
Наталья Гундарева правила театром до самой смерти в 2005 году. Получила звание народной артистки, играла главные роли, была любима зрителями...
Казалось бы — чего ещё желать?
Но в зрелом возрасте советская актриса часто раскаивалась во многих поступках молодости. Жалела, что фактически заставила Татьяну Васильевну покинуть театр. Понимала: возможно, поступила несправедливо...
А Доронина? Она создала свой МХАТ имени Горького, стала его художественным руководителем, вырастила новое поколение актёров...
И никогда публично не говорила о той злополучной пощёчине.
Две судьбы. Два пути. Один удар, который разделил их навсегда.
Что же на самом деле произошло?
Впрочем, не все верят рассказу Татьяны Васильевой. Другие актрисы театра утверждают: никакой драки не было, всё это — досужие сплетни.
— Зачем Васильева оболгала покойную Гундареву? — возмущаются они.
Кому верить? Что было на самом деле — звонкая пощёчина или просто словесная перепалка?
Возможно, правда лежит где-то посередине. Возможно, конфликт действительно был, но не такой драматичный, как его описывают.
А может быть, всё было именно так, как рассказала Васильева
В театре, где каждый день разыгрываются страсти, где творчество граничит с безумием, возможно всё...
Две правды
Наталья Гундарева и Татьяна Доронина — обе великие советские актрисы, обе оставили неизгладимый след в советском кино и театре. У каждой была своя правда, своя боль, свои амбиции...
Но история с пощёчиной — это урок о том, как опасно, когда талант сочетается с непомерными амбициями. Как легко разрушить отношения одним неосторожным движением. И как дорого иногда приходится платить за место под театральным солнцем...
Впрочем, может быть, именно эта борьба, эта конкуренция и делали советский театр таким ярким и незабываемым?
Ведь без страстей нет искусства. А без конфликтов — нет развития...