Найти в Дзене
Телеканал 24KZ

Казахстан предложил усилить сотрудничество стран без выхода к морю

85% сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой проходят через Казахстан. Об этом Касым-Жомарт Токаев заявил в Туркменистане на международной конференции ООН, посвящённой странам, не имеющим выхода к морю. Президент подчеркнул: отсутствие прямого доступа к морю — не ограничение, а шанс для развития, передает корреспондент «24KZ».

Выход к открытому морю — не просто география, это прямой доступ к глобальным рынкам, технологиям и капиталам. Для стран, замкнутых на суше, каждый километр превращается в логистический вызов. Ограниченные транспортные связи повышают издержки, замедляют торговлю и делают экономику уязвимой к внешним рискам.

Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:

- Эти ограничения влияют на благосостояние граждан и снижают конкурентоспособность. Они ещё более усугубляются конфликтами, экономическими санкциями, сбоями в цепочках поставок и ростом глобального недоверия. Тем не менее, Казахстан считает, что развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, должны рассматриваться как равные и перспективные партнёры в формировании решений глобальной повестки дня. Голоса развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, должны быть громче, наше сотрудничество — глубже, а коллективные амбиции — смелее.

Подход Казахстана — в действиях. Усиливая свою экономическую устойчивость, страна делает ставку на цифровизацию, развитие логистических центров и ключевых маршрутов. Это осознанная стратегия роста — способ преодолеть географические барьеры и превратить уязвимость в конкурентное преимущество.

Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:

- Мы уделяем приоритетное внимание развитию транспортных коридоров и транзитной инфраструктуры вдоль маршрута «Север — Юг» и Среднего коридора. Наша долгосрочная цель — создание единой сети железнодорожных, автомобильных, авиационных и логистических центров. Это укрепит позиции Казахстана как евразийского транзитного хаба, на который в настоящее время приходится почти 85 % сухопутных поставок грузов между Азией и Европой.

Ещё один серьёзный вызов — климатические риски. Для стран без выхода к морю нехватка воды, таяние ледников и опустынивание — не абстрактные угрозы, а реальность, от которой зависит устойчивость и безопасность. Особенно остро эти проблемы ощущаются там, где государства и без того сталкиваются с ограниченным доступом к ресурсам и внешним рынкам.

Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан:

- Решение этих проблем требует скоординированных региональных усилий и активной международной поддержки. В то же время я считаю, что меры по борьбе с изменением климата должны оставаться сбалансированными и инклюзивными, отвечать обоснованным потребностям стран в области развития. Для укрепления наших совместных усилий по борьбе с изменением климата я приглашаю вас на Региональный экологический саммит, который пройдёт в Астане в партнёрстве с Организацией Объединённых Наций в апреле следующего года.

Всего выхода к морю не имеют 32 развивающиеся страны — это более полумиллиарда человек. В Азии — 12 таких государств, в Европе — 14, в Африке — 16. В постсоветском пространстве — сразу восемь: от Армении и Беларуси до Узбекистана. Казахстан — крупнейшее из них. Но сегодня регион уверенно выходит из статуса «запертого на суше» в зону открытых экономических маршрутов. Это происходит благодаря инвестициям, политической решимости и прагматичному партнёрству. Центральная Азия больше не периферия — это растущий центр пересечения интересов, идей и возможностей.

Автор: Рауль Габитов.