За пятьдесят лет с момента празднования своего полувекового юбилея Московский университет пережил ряд серьёзных испытаний. В 1812 году его студенты и сотрудники вынуждены были покинуть аудитории и участвовать в боевых действиях, защищая свою страну. Ряды народного ополчения пополнили многие из эвакуированных в Нижний Новгород сотрудников университета. В Бородинском сражении в составе полковых госпиталей и лазаретов участвовали некоторые преподаватели и множество студентов медицинского факультета Московского университета. Пожар в Москве в 1812 году уничтожил университетские здания. Были утрачены бесценные музейные коллекции, практически весь архив университета, ценное научное оборудование. В огне сгорела и библиотека университета. Однако в 1813 году последовало распоряжение московского генерал-губернатора о возвращении профессоров и студентов университета в Москву. Вслед за тем началось постепенное возобновление занятий. А в 1817 году вышел указ императора Александра I о восстановлении зданий Московского университета.
В послевоенные годы вырос учебный и научный потенциал университета: начала функционировать своя Астрономическая обсерватория, был восстановлен старый университетский дом и построен новый Аудиторный корпус на другой стороне Большой Никитской улицы, расширилось число клиник медицинского факультета, была обустроена новая территория Ботанического сада на Мещанской улице, увеличивалось число студентов и профессоров.
Однако же при этом отношения у центральных властей с Московским университетом складывались сложно, особенно после того, как в университетских стенах был раскрыт целый ряд революционных кружков, ставивших своей целью изменение общественного строя. В частности, большой резонанс имели судебные процессы над студентами ‒ членами кружков братьев Критских (1827), Н. П. Сунгурова (1831), Н. В. Станкевича (1840) и др. Для усиления контроля над учащейся молодёжью правительство в 1835 году ввело в действие новый Устав российских университетов, который существенно ограничил их самоуправление. Но это не сняло обеспокоенности властей по поводу университетской фронды.
Между тем дата столетнего юбилея Московского университета (1855) неумолимо приближалась, а вместе с ней росло желание общества его отпраздновать. Следует отметить, что формальных причин запретить празднование столетнего юбилея старейшего классического университета в стране у властей не было. Дата была что ни на есть «круглой». Кроме того, за столетие своего существования Московский университет выпустил много специалистов, занявших не последние места в русской чиновной (и не только) иерархии, которые горячо поддерживали эту идею.
Высочайшее соизволение провести в Москве праздничные мероприятия по поводу столетия со дня основания Московского университета последовало в 1849 году, а 8 марта 1851 года император Николай I одобрил программу торжеств, представленную на его рассмотрение министром народного просвещения князем А. А. Ширинским-Шихматовым. Список мероприятий включал подготовку к печати ряда юбилейных изданий, торжественный молебен в университетской домовой церкви, официальное собрание Московского университета, чтение приветственных адресов и поздравлений, университетский Акт, включающий выступление ректора, ряд научных докладов, вручение дипломов окончившим курс студентам Московского университета и торжественный банкет.
В свою очередь, для реализации этой программы Совет Московского университета учредил под председательством ректора А. А. Альфонского «Особенный комитет» в составе профессоров С. М. Соловьева, С. П. Шевырёва, Н. Б. Анке, Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского, Т. Н. Грановского, Н. Е. Зернова, Ф. Л. Морошкина, Г. Е. Щуровского и адъюнкта И. Д. Беляева. Комитет поручил профессору русской словесности Московского университета С. П. Шевырёву составить «Историю Императорского Московского университета, написанную к столетнему его юбилею. 1755–1855» (М.: В Унив. тип., 1855) и возглавить работу по составлению «Биографического словаря профессоров и преподавателей Императорского Московского университета за истекающее столетие со дня учреждения» (Ч. I–II. М.: В Унив. тип., 1855). Помимо них, в память о столетнем юбилее Московский университет решил издать сборник статей своих профессоров «В воспоминание 12 января 1855 года: учёно-литературные статьи профессоров и преподавателей Императорского Московского университета, изданные по случаю его столетнего юбилея» (М.: В Унив. тип., 1855) и ряд других материалов.
Однако уже после этих решений возникли обстоятельства, которые могли стать непреодолимым препятствием на пути планируемых торжеств. Как известно, в 1853 году Россия вступила в изнурительную Восточную (Крымскую) войну с ведущими на тот момент европейскими державами. На этом фоне празднование юбилея, хотя бы и круглого, могло показаться излишней роскошью, но… Для консолидации подданных перед лицом внешней агрессии в тяжёлую годину империи были нужны какие-то наглядные примеры народного единства. И столетний юбилей старейшего университета России оказался как раз таким поводом.
Словом, подготовка к юбилейным торжествам была не только не свёрнута, но и получила дополнительный импульс. Окончательный план мероприятий был опубликован в 1854 году, он конкретизировал прежнюю программу по датам и времени проведения торжеств.
Поскольку одним из основных мест проведения юбилейных мероприятий должна была стать университетская церковь Святой мученицы Татианы, первым объектом заботы «Особенного комитета» стала реставрация построенного ещё в 30-е годы XIX века здания университетского храма и его внутреннего убранства. Ход работ контролировал лично попечитель Московского учебного округа В. И. Назимов. По заказу университета для подновлённого храма была написана новая икона Святой мученицы Татианы, вновь расписали купол церкви. Во второй половине 1854 года все работы по реставрации университетской церкви были завершены.
В конце 1854 – начале 1855 года в Москву стали съезжаться со всей России многочисленные официальные и неофициальные делегации из различных научных, учебных, просветительских учреждений Российской империи, приглашённые на празднование юбилея гости, просто бывшие питомцы и выпускники Московского университета. Надо отметить, что в условиях отсутствия железных дорог и ведущейся на юге страны войны эта задача была не из лёгких. Ещё большим разочарованием для многих приехавших питомцев Московского университета стало отсутствие свободных мест на основных площадках проведения торжественных мероприятий: домовой церкви Святой мученицы Татианы и в университетском Актовом зале. Все они, включая прилегающие к Актовому залу помещения Минералогического кабинета и Археологического и Нумизматического музея, задолго до того были разделены между членами официальных делегаций. Студенты Т. Н. Грановского тогда пожаловались своему учителю на отсутствие мест. По дошедшим до нас воспоминаниям на это он ответил, чтобы они не беспокоились, ибо первые места будут всё равно заняты бригадными генералами и их адъютантами.
По сообщению корреспондентов московских газет того времени, все мало-мальски приличные московские гостиницы и постоялые дворы были забиты до отказа прибывшими на юбилей членами официальных делегаций, бывшими выпускниками и воспитанниками Московского университета, членами их семей, гостями. Они также размещались на квартирах у сокурсников-москвичей, за баснословные деньги арендовали даже не комнаты, а углы, где можно было как-то приткнуться и переночевать. В домах и на квартирах профессоров проходили неофициальные и полуофициальные встречи, обеды, балы.
К 10 часам 12 января 1855 года в университетской церкви Святой мученицы Татианы начали собираться члены официальных делегаций, приглашённых на юбилей. Первыми прибыли ректор Московского университета А. А. Альфонский, сменивший А. А. Ширинского-Шихматова на посту министра народного просвещения А. С. Норов, попечитель Московского учебного округа В. И. Назимов, военный губернатор Москвы граф А. А. Закревский и другие официальные лица. Богослужение совершил митрополит Московский Филарет. Молебен длился до 2 часов пополудни. Обряд закончился провозглашением многолетия новому государю Александру II и всему августейшему дому. Присутствовавшие разошлись до официального открытия торжественных мероприятий, назначенных на 7 часов вечера.
К этому времени в Актовый зал Московского университета стали стекаться многочисленные гости. Обстановку в университете в тот момент очень живо описал в своих дневниковых записях Н. А. Чаев, в 1855 году – студент историко-филологического факультета Московского университета, а впоследствии – заведующий репертуарной частью московских театров. «Билеты мы кое-как получили, ‒ сообщает он, ‒ но теснота была ужасная; не только мы, не знаменитости, но покойный И. С. Тургенев жался вместе с нами в дворянском мундире в дверях библиотеки. В начале акта приезжает А. П. Ермолов (граф, генерал от инфантерии, командир Кавказского корпуса, Главноуправляющий в Грузии во время Кавказской войны. – Прим. авт.); мы сжались, чтобы пропустить богатыря, раскланивавшегося налево и направо в ответ на наши приветствия. Кто-то из нас потеснился к попечителю В. И. Назимову; тот сейчас же подошёл и повёл Алексея Петровича в первый ряд кресел, где с большим трудом солдаты принесли и поставили для него кресло у самой кафедры. Говорят, уезжая, он сказал попечителю: "На второе столетие университета я не приеду"» (цит. по: Бороздина М. А. Литературная позиция Н. А. Чаева: дис. ... канд. филол. наук. М., 2019. С. 68).
Заседание открыл министр народного просвещения А. С. Норов. Он поздравил Московский университет с юбилеем и передал ректору А. А. Альфонскому именную грамоту от государя императора с поздравлениями со столетним юбилеем. Затем были зачитаны поздравления от Наследника престола Александра Николаевича и его рескрипт о принятии им звания почётного члена Московского университета, послания великого князя Константина Николаевича и Марии Николаевны и других членов дома Романовых.
Далее последовало чтение приветственных адресов от различных учебных и научных заведений, музеев, обществ, библиотек. Некоторые адреса сопровождались ценными подарками. В частности, Публичная библиотека в Санкт-Петербурге подарила университету воспроизведённые по сохранившимся формам первые номера газеты «Русские ведомости», печатавшиеся в Москве в 1703 году, Императорская Академия Наук ‒ раритетное издание первой по времени оды Ломоносова, напечатанной на пергаменте с факсимиле этого выдающегося русского просветителя и одного из основателей Московского университета.
Вслед за тем А. А. Альфонский зачитал специально подготовленную «Историческую записку о действиях университетского начальства и о трудах членов университета по случаю настоящего торжества», а профессор С. П. Шевырёв произнес речь «Обозрение столетнего существования Императорского Московского университета». Согласно программе празднования, следующими должны были выступить член «Особенного комитета», известный историк, профессор С. М. Соловьев с речью «Благодарное воспоминание об Иване Ивановиче Шувалове» и ординарный академик, в прошлом также профессор Московского университета М. П. Погодин ‒ с речью о М. В. Ломоносове. Однако в последний момент из-за недостатка времени их выступления были отменены. Готовившиеся ими доклады раздали в печатном виде в фойе университета, впоследствии они были опубликованы в московских газетах и журналах (см.: Историческая записка, речи, стихи и Отчёт Императорского Московского университета, читанные в торжественном собрании 12 января 1855 года по случаю столетнего его юбилея. М.: В Унив. тип., 1855).
Вместо этих выступлений вручили дипломы окончившим курс Московского университета студентам и награды отличившимся профессорам и студентам. Вслед за тем были исполнены стихи С. П. Шевырёва, написанные им к юбилею университета и прозвучал одобренный Советом Московского университета гимн, текст которого написал профессор А. А. Меньшиков на древнегреческом языке. Церемония завершилась в 11 часов вечера чтением краткого отчёта о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1854 год.
Торжества продолжились 14 января большим общеуниверситетским банкетом, который традиционно назывался «Семейная университетская трапеза». Столы на 2 000 персон были накрыты в Актовом зале старого здания и примыкавших к ним помещениях библиотеки и Минералогического кабинета. Присутствовал весь профессорский корпус университета и его руководство, члены их семей, 1 089 студентов Московского университета, выпускники и многочисленные гости. Министр народного просвещения А. С. Норов обратился к собравшимся с речью. В ней он напомнил, что юбилей Московского университета проходит в условиях разразившейся войны, и выразил уверенность, что из числа студентов Московского университета страна получит многих будущих храбрых офицеров, которые встанут в строй взамен погибших на полях сражений этой войны. Кстати, речь эта знаменательна тем, что в ней впервые были озвучены планы введения в Московском университете начальной военной подготовки. Эта мера, соответствовавшая переживаемому моменту, хотя и реализовывалась до революции, но в полной мере получила своё развитие лишь в советское время с появлением при университете военной кафедры. Затем последовали тосты и здравицы. Официальный характер «Семейной трапезы» обусловил то обстоятельство, что тост собственно за Московский университет был провозглашён лишь седьмым по счёту.
Вечером того же дня в доме попечителя Московского учебного округа также состоялся приём. В отличие от предыдущего банкета, он отличался большей непринужденностью и неформальностью. Играла музыка. Несмотря на присутствие министра А. С. Норова, студенты и преподаватели университета пели песни, а студент Чернышёв по просьбе министра вновь исполнил стихи С. П. Шевырёва, посвящённые торжеству университета. Ещё один официальный приём на 250 персон дал в своей резиденции на Тверской улице генерал-губернатор Москвы граф А. А. Закревский 15 января. Присутствовал министр народного просвещения, представители московских властей и официальных делегаций, профессорский корпус Московского университета. Слух присутствующих услаждала музыка, которую весь вечер играл оркестр Московского университета.
Приём для членов официальных делегаций российских учебных заведений, прибывших на юбилейные торжества, устроил 13 января в собственном доме профессор П. М. Леонтьев. Радушный хозяин дал не только обед в честь гостей, но и раздал им весь тираж недавно изданного 4-го тома своих «Пропилеев», посвящённых автором этому празднику.
Наконец, 16 января ординарный академик М. П. Погодин дал в своём доме бал для студентов Московского университета и созвал коллег-профессоров на дружеский вечер, проходивший одновременно с балом, на другом этаже дома. Перед началом ужина М. П. Погодин зачитал по просьбе собравшихся свою речь о М. В. Ломоносове, которая была им приготовлена для торжественного Акта, но не прочитана по известным причинам.
В тот же день министр народного просвещения А. С. Норов отбыл из Москвы в Санкт-Петербург, что означало окончание юбилейных торжеств.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера