Часто пишут о том, что спартанцы были дикими и примитивными. Якобы они ничего не дали миру и после гибели их государства ничего не осталось. Это ошибочное мнение. Для этого достаточно посмотреть на данные археологии и письменные свидетельства античных авторов.
Мы с братом решили для своего сообщества на Дзене реконструировать карту Древней Спарты.
На данной схеме обозначены основные объекты Спарты. Красным подкрашены найденные археологами фундаменты или стены сохранившиеся от древних зданий. Голубым цветом мы отметили места, где должны были стоять древние объекты. К сожалению следов этих древних построек не обнаружено или археологи их не смогли идентифицировать из-за плохой сохранности. Так же отметим, что плохая сохранность спартанских построек это тема отдельной статьи и сейчас на этом останавливаться не станем.
Храмы и статуи древней Спарты описал римский писатель Павсаний (родился 115 — умер около 180 гг. н. э.). За основу для реконструкции возьмем его сочинение "Описание Эллады" кн. 3 "Лакедемон". Данные античного историка порой сложно привязать к местности, но в целом можно получить общее представление об достопримечательностях Древней Спарты. На карте желтым обозначен Акрополь, а оранжевым - Агора. Так же выделены две основные улицы: "Выпускников" коричневым цветом, а "Тенистая" - желтым.
На севере города мы обозначили площадку под названием Платонист. Здесь проходили финальные выступления молодых спартанцев при сдачи экзаменов. Молодые 20-ти летние парни выходили на площадку для борьбы друг с другом. Они представляли из себя две команды. Задача состояла в том, что бы столкнуть оппонентов в ров. По итогам состязания молодые люди получали право стать воином или лишались его. Воин получал в пользование земельный клер и пожизненное содержание. К этому месту вела Платановая алея. Вдоль неё стояли статуи победителей в Олимпийских играх. Сам Платонист представлял из себя площадку окруженную рвом с водой. Вода поступала из реки Еврот. На Платонист вело два моста. Один шел от статуи Ликурга, а другой от статуи Геракла. Ученые нашли алтарь Ликурга и рядом с ним место, где стояла статуя. Мы реконструировали ее как статую Геракла. Это позволило понять, где был искомый Платонист.
На юге так же мы обозначили примерное положение Дромоса. Это была спортивная площадка для занятий бегом. От неё начиналась дорога "Выпускников".
Обратите внимание, что как сам акрополь застроен административными зданиями, так и агора по периметру окружена постройками.
На вершине Акрополя стоит храм Афины Меднодомной. От него остался лишь фундамент. В древности он был прекрасным зданием. Его украшала бронзовая статуя Афины, стены были обшиты бронзовыми листами с искусно выполненными рельефами. Сюжеты украшающие стены храма Павсаний описал вот так:
"... (на стенах храма) были изображены многие из подвигов Геракла, так и много других его деяний, которые он совершил добровольно; затем подвиги сыновей Тиндарея, между прочим — похищение дочерей Левкиппа. Там есть изображение, как Гефест освобождает мать от оков ... Тут же (барельеф): нимфы дают Персею, собирающемуся в Ливию для борьбы с Медузой, подарки: шапочку и (крылатые) сандалии, при помощи которых он будет перенесен по воздуху. Изображено здесь и рождение Афины, изображены также Амфитрита и Посейдон: эти (барельефы) — самые большие и, как мне кажется, наиболее заслуживают осмотра".
Обратите внимание, что Спарта была центром по обработке бронзы. Сплав меди и олова, а для античности часто мышьяка и меди, давал бронзу. Греки этот сплав часто в литературе называли всё равно медью, а не бронзой, хотя и четко понимали разницу. Греки умели обрабатывать бронзу достаточно хорошо. При этом лакедемоняне владели передовыми технологиями позволяющими им делать бронзовые листы, которыми покрывали поверхности щитов. Толщина листа 0,5 мм.! И этот результат достигался ковкой! Такие же листы из бронзы покрывали стены храма Афины. И можно было бы подумать, что это байки древних писателей, если бы археологи не находили спартанские щиты покрытые тонкой фольгой.
Обращает на себя внимание, что в Спарте женщины имели право заходить в любые храмы. Девушки ходили в довольно открытых одеждах, часто с обнаженной грудью. Эта свобода отличала их от других женщин Эллады.
Храм Артемиды Орфии являлся одним из важнейших в Спарте. Здесь проводились важные обряды, в том числе и ритуальная порка молодых воинов. Так же на алтаре этого храма всегда был сыр. Это было крайне важным для воспитания молодежи. Подросткам и детям дозволялось ночью убегать из учебного центра и забирать сыр с алтаря в качестве награды, если они не попадались охране. Храм охранял отряд подростков из того же учебного центра. Видимо, если лазутчикам не удавалось похитить сыр с алтаря, то он доставался охранникам. Так подростков учили нести охранную службу и выполнять роль диверсантов. Взять этот сыр с алтаря в Спарте не считалось кражей. Про это прямо пишет Ксенофонт в "Лакедемонской политии". Этот обычай удивлял иностранцев.
Позже римляне построили вокруг храма Артемиды Орфии театр. Они смотрели за ритуальной поркой мальчиков. Но это уже было после отмены основных законов Ликурга и больше походило на гладиаторские бои со спартанской спецификой. Древний обычай превратили в шоу. Аристократы Древнего Рима развлекались наблюдая за бичеванием юношей. Именно тогда парней могли забивать до смерти, что бы порадовать почтенную публику. Во времена же господства законов Ликурга такое не допускалось. Ликург даже запретил в Спарте бои без правил (панкратион) из-за высокой травмоопасности. Спартанцы, живя по законам Ликурга, берегли жизни всех граждан.
На агоре был храм Гестии посвященный домашнему очагу и храм Илитии, которая помогала роженицам. Множество храмов было посвящено Артемиде. Эта богиня в том числе помогала роженицам и оберегала брак. Особо почитали спартанцы святилище Великой матери.
Спартанцы часто ставили храмы Афине и Зевсу рядом друг с другом. Есть предположение, что Зевс был в первую очередь богом дорийской общины, а Афина - до дорийского населения Лакедемона. Тем самым они искали компромисс между разными племенами проживающих в стране.
Практически все храмы и статуи в Спарте были в честь богов не относящихся напрямую к войне. Это удивительно, если вспомнить имидж спартанцев. Недалеко от Дромоса была древняя статуя Эниалия. Это был бог войны еще времен Бронзового века. Эту древнюю статую дорийцы берегли. Кстати, бог войны Арес имел прозвище Эниалий в честь более древнего микенского божества.
Всё это говорит о том, что спартанское общество в целом было не столь милитаризированным, как многие думают сейчас. Основу их верований и идеологии составляли крепкий брак, любовь, дети и их воспитание.
Центр города был очень сильно застроен храмами, алтарями, статуями. Спарта не была дикой глухоманью. Это был один из величайших городов Эллады!
*By George E. Koronaios - Own work, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=79189878
Другие наши статьи про Спарту:
Подписывайтесь на наш канал, что бы не потерять нас на просторах интернета.