Найти в Дзене
Мороженые сказки

Голый ангел или почему в дореволюционном синематографе в России никто не хотел сниматься?

В области кино (или по-старинному синематографа) наша страна шла в ногу со временем (с братьями Люмьер), опоздав с  всего на 4 месяца. Первые кинофильмы в Российской империи были показаны  уже в 1896 году.  Российская империя, могла бы вообще стать родиной кинематографа, если бы, как принято нынче выражаться, не тупанула: вовремя не нашлось людей, готовых вложиться в непривычное предприятие.  Прототипами кинематографа были «выставки живых фотографий», одну из которых, в 1894 году для горожан устроил в своём магазине в Екатеринодаре (Краснодаре) изобретатель-механик А. Д. Самарский. Так же  известно, что в 1893 году уроженец Харьковской губернии некий господин И. А. Тимченко самостоятельно создал камеру, снимающую на вращающуюся фотопластинку. Его новшество было продемонстрировано в 1894 году на заседании секции физики ІХ съезда российских природоведов и врачей в Москве. Именно там киноаппарат Тимченко был впервые представлен научному сообществу. Зрители увидели скачущих кавалеристов

В области кино (или по-старинному синематографа) наша страна шла в ногу со временем (с братьями Люмьер), опоздав с  всего на 4 месяца. Первые кинофильмы в Российской империи были показаны  уже в 1896 году. 

Россия с кино опоздала всего чуть-чуть: как всегда не нашлось вовремя денег. Фото из сети
Россия с кино опоздала всего чуть-чуть: как всегда не нашлось вовремя денег. Фото из сети

Российская империя, могла бы вообще стать родиной кинематографа, если бы, как принято нынче выражаться, не тупанула: вовремя не нашлось людей, готовых вложиться в непривычное предприятие. 

Прототипами кинематографа были «выставки живых фотографий», одну из которых, в 1894 году для горожан устроил в своём магазине в Екатеринодаре (Краснодаре) изобретатель-механик А. Д. Самарский. Так же  известно, что в 1893 году уроженец Харьковской губернии некий господин И. А. Тимченко самостоятельно создал камеру, снимающую на вращающуюся фотопластинку. Его новшество было продемонстрировано в 1894 году на заседании секции физики ІХ съезда российских природоведов и врачей в Москве. Именно там киноаппарат Тимченко был впервые представлен научному сообществу. Зрители увидели скачущих кавалеристов и метателей копья. Съемки проводились на ипподроме в Одессе.

Первоначально аппаратура для сьемок кинофильмов была громоздкая и занимала много места.
Первоначально аппаратура для сьемок кинофильмов была громоздкая и занимала много места.

К сожалению, никто из известных меценатов, к которым обращался изобретатель, денег на дальнейшие разработки не дал. У Одесского университета, где трудился Тимченко, свободных средств тоже не оказалось. Коммерческий потенциал «движущихся картинок» отечественные предприниматели, к сожалению, оценили гораздо позже, когда мода на синематограф захлестнула всю Европу.

14 мая 1896 года состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов производства братьев Люмьер. В этом же году в Санкт-Петербурге был открыт и первый российский кинотеатр. 

Первое документальное кино, снятое в России, было с торжеств в честь коронации Николая Второго
Первое документальное кино, снятое в России, было с торжеств в честь коронации Николая Второго

Практически сразу после первого проката в России состоялась и первая киносъёмка — документальные съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Это положило начало особому виду дореволюционной русской кинохроники — «царской хронике». Благодаря им мы можем наблюдать обстановку, важных гостей и членов царской семьи в обстановке и подлинных интерьерах начала прошлого века.

На торжественную церемонию коронации был допущен специально присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф. Именно он удостоился чести  запечатлеть на плёнку коронационную процессию, торжественный выход Николая II из Успенского собора и царский поклон народу с крыльца Гранатовой палаты. Результат съёмок понравился Николаю II. С тех пор при высочайшем дворе была налажена регулярная съёмка царских выходов, торжественных приёмов и других важных событий придворной жизни.

Первоначально кино крутили в летних парках на развешенных для этого полотнах и лишь чуть позже стали открываться стационарные кинотеатры
Первоначально кино крутили в летних парках на развешенных для этого полотнах и лишь чуть позже стали открываться стационарные кинотеатры

Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

Спустя десять лет в Москве уже открылась первая отечественная киностудия «Ателье А. Дранкова» . Вначале она специализировалась исключительно на кинохрониках, которые запечатлели многие важные события в жизни страны. Славу Дранкову принесла киносъёмка Льва Толстого, продемонстрированная в 1908 году. При этом часть кадров была сделана «из под полы», так что по сути Дранкова можно назвать и одним из первых папарацци. Но с развитием синнматографа появился спрос на «игровые фильмы» и тут возникла большая проблема: никто не хотел идти сниматься в кино!

Первый кино Кате в России был размещена здесь, в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом 46
Первый кино Кате в России был размещена здесь, в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом 46

В царской России первое время к кино никто не относились серьёзно. Данное развлечение  считалось уделом для непритязательной публики и широких масс не самого высокого пошиба. Правительство кинематографом как таковым не интересовалось, а театралы считали посещение кинотеатров сомнительным занятием ниже своего достоинства.

Артисты театров наотрез были против участия в сьемках в кино, чтобы не повредить своей театральной репутации.  Чаще всего они объясняли свои отказы  отсутствии возможности говорить. Ведь в немом кино актёры были лишены возможности использовать приемы сценической речи, что было сильным орудием в руках опытного актера театра. Артисты немого кино вынуждены были использовать гипертрофированную мимику и чрезмерную жестикуляцию, что со стороны напоминало многим дешевей балаган и создавало комический эффект. Да и камера поначалу всех пугала: маститые театральные актеры робели и цепенели перед камерой, а живые сцены шли из рук вон плохо.

Вера Холодная одна из первых и ярчайших звезд отечественного немого кино
Вера Холодная одна из первых и ярчайших звезд отечественного немого кино

Подливала масло в огонь и дирекция многих театров, которая наложила запрет на сьемки в кино для актеров трупп престижных театров.

Главной кузницей кадров для первого синематографа в таком случае стали народные дома (примерно как артисты самодеятельности при домах культуры) со своим любительским составом. Лишь постепенно  большие актёры сменили гнев на милость. Стали сниматься Владимир Максимов из Малого театра, Пётр Старковский, Пётр Бакшеев и другие. Взошла звезда актера немого кино Ивана Мозжухина. На женском киногоризонте восходили новые звезды — Вера Холодная, Наталья Кованько, Наталья Лисенко.

Иван Мозжухин - звезда отечественного немого кино 20х годов
Иван Мозжухин - звезда отечественного немого кино 20х годов

Однако,  профессиональные актеры (даже начинающие) за свою игру зачастую просили сумасшедшие деньги. Так известно, что Илья Толстой долгое время не мог найти актера на эпизодическую роль Ангела в экранизации рассказа Льва Толстого  «Чем люди живы?». По сценарию голый Серафим с крыльями за спиной падал с неба в сугроб и, озираясь, уходил в снежную Даль. За эту коротенькую эпизодичную роль (ангел в кадре больше нигде не появлялся) малоизвестный тогда молодой актер Александр Вертинский запросил у Ильи Львовича  сумасшедшую по тем временам сумму в 100 рублей и искренне считал, что этого еще было мало.

Алексей Филипповский в роли Вертинского в одноименном сериале. Кадр из к/ф
Алексей Филипповский в роли Вертинского в одноименном сериале. Кадр из к/ф

Дерзкий киевлянин А. Н. Вертинский сумел быстро стать любимцем публики в том числе благодаря тому, что готов был идти на самые неожиданные эксперименты и соглашался на разноплановые  роли, найдя свое место и в советском кино.

Вертинский не брался ни камеры, ни экстраординарных ролей, ни сцены в общем, став в итоге любимцем советских зрителей и слушателей
Вертинский не брался ни камеры, ни экстраординарных ролей, ни сцены в общем, став в итоге любимцем советских зрителей и слушателей

Если вы любите проверенное кино и цените свежие ракурсы на фильмы новые и фильмы, проверенные временем, советую заглянуть на канал https://dzen.ru/nedeniro , например, за тем, чтобы узнать 9 причин по-новому взглянуть на классику советского кино👇

9 фактов о «Иване Васильевиче», которые заставят пересмотреть фильм в 100-й раз
Nedeniro10 июня

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹