С давних времен Туринская плащаница занимает особое место среди священных предметов христианской веры.
Это полотно изо льна с четким отпечатком человеческого тела, традиционно связываемое с погребальным покровом Иисуса Христа. Однако недавно появились новые научные изыскания, ставящие под вопрос достоверность данного предположения.
Учёные применили передовые методы трёхмерного моделирования, чтобы проверить гипотезу естественного формирования изображения путём простого прикладывания ткани к телу умершего. По итогам исследований было установлено, что облик на полотне гораздо точнее воспроизводится, когда ткань накладывается не на живое тело, а на заранее подготовленную скульптуру, имеющую соответствующие формы.
Автором такого научного заключения является известный исследователь из Бразилии Сисеро Моранес. Его эксперименты заключались в создании модели наложения ткани сначала на человеческую фигуру, а затем на объемную скульптуру, аналогичную предполагаемой фигуре Спасителя. Затем он сравнил полученные изображения с фотографиями плащаницы 1931 года.
Полученные результаты оказались ближе именно ко второму варианту: совпадение с рельефной моделью почти идеальное, а с настоящим телом — искаженное и растянутое. Отличия легко объяснить известным оптическим явлением, подобным тому, какое мы видим на знаменитой маске Агамемнона, когда объемная форма лица проецируется на плоский материал.
Помимо этого, уже ранее проводившийся радиоуглеродный анализ тканей указал, что возраст плащаницы относится скорее к эпохе Средневековья, примерно XIII-XIV столетиям (1260-1390г.г.), то есть значительно позже времён земной жизни Христа. Этот вывод дополнительно подкрепляется сходством стиля рисунка с теми образцами, какие встречались на надгробиях и каменных гробницах тех веков.
Несмотря на всё изложенное, споры о происхождении и истинном значении Туринской плащаницы продолжаются по сей день. Некоторые исследователи утверждают, что обнаружили на плащанице признаки кровяных пятен, микроорганизмов и даже воздействие радиации.
Впрочем, большинство учёных склоняются к мнению, что Туринская плащаница представляет собой плод творчества средневековых мастеров искусства, а не подлинную реликвию.