Ираноязычные народы проживают в северной части юго-западной Азии в полосе, расширяющейся на восток от турецкого Курдистана до правобережья реки Инд на территории Пакистана. Отдельные ираноязычные этносы живут на Кавказе — осетины и даже на под властью Пекина — сарыкольцы из группы памирских народов. Современные иранские этнические группы в большинстве своём исповедуют ислам, относятся к большой европеоидной расе и до сих пор не утратили этнотерриториальной и родоплеменной идентичности.
Однако какие-то две с половиной тысячи лет назад иранские народы занимали более широкие просторы Азии, исповедовали свои аутентичные религии на основе культа огня и строили великие государства-цивилизации. Условно мир древних иранских народов времён античности можно разделить на две исторические области: Скифию ираноязычных кочевников и Парфию оседлых иранских племён.
- ПРАИНДОИРАНЦЫ
Языковые предки современных индоиранских народов — праиндоиранцы — с конца III тыс. до н.э. по начало II тыс. до н.э. обитали в степях Южного Урала на территории современных Челябинской и Оренбургской областей РФ в десятке укреплённых поселений синташтинской археологической культуры.
Каждое синташтинское поселение в среднем вмещало до одной тысячи человек с характерными чертами южноевропеоидного антропологического типа. Судя по археологическим данным, жители синташтинских городов почитали огонь и солнце, использовали колесницы и занимались скотоводством. Одним из главных достижений синташтинцев считается изобретение конской упряжи.
К началу XVIII века до н.э. из южноуральской прародины праиндоиранцы-синташтинцы в поиске новых пастбищ распространились вдоль Великой Евразийской степи на запад и восток, а также на юг по современным казахстанским степям до Средней Азии.
Заселение обширного пространства от Волги на западе до Минусинской котловины на востоке и от границы таёжных лесов на севере до горных районов Средней Азии на юге индоиранцами-скотоводами было обеспечено малочисленностью коренного населения, а также использованием колесниц.
Проникая в новые регионы, индоиранцы подчиняли себе менее развитые в хозяйственно-экономическом плане коренные земледельческие общины и группы охотников-собирателей. На захваченных землях индоиранцы занимали роль местных элит либо полностью уничтожали непокорных аборигенов — потомков палеолитических северных евразийцев и ближневосточных мигрантов.
Укореняясь на подвластных территориях, индоиранцы передавали остаткам местного населения свой язык и традиции, а также распространяли характерные антропологические европеоидные черты. В исторической науке индоиранские археологические культуры начала II тыс. до н.э. принято объединять в андроновскую культурно-историческую общность.
- РАЗДЕЛЕНИЕ ИНДОИРАНСКОЙ ОБЩНОСТИ
Через несколько сотен лет после миграции из степей Южного Урала к XVI веку до н.э. по причине огромного ареала распространения общность индоиранцев-андроновцев разделилась на две языковые группы: древнеиранскую (общеиранскую) и древнеиндийскую (индоарийскую). Тем более к XV веку до н.э. носители индоарийских языков проникли на территорию современного Пенджаба, скорее всего, через два исторических пути из Центральной Азии в Индию: Боланский и Хайберский проходы в Сулеймановых горах.
В Северной Индии индоарии вытесняли и частично ассимилировали дравидийское и веддоидное население Индо-Гангской равнины и задолго до них погибшей Хараппской цивилизации. В то же самое время оставшиеся в Средней Азии носители праиранского языка ассимилировали среднеазиатское доиндоевропейское население Бактрийско-Маргианской цивилизации.
- ДРЕВНИЕ ИРАНЦЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Подчинив себе высокоразвитую городскую культуру БМАК, древние иранцы перешли к оседлому земледелию, обогатили свою культуру и, возможно, именно на основе местных культов сформировали религию зороастризм. В конце II тыс. до н.э. после ассимиляции народов Средней Азии и по причине очередного роста населения древние иранские племена проникли на Иранское нагорье, пройдя, скорее всего, через самое удобное место — ущелье Зульфакар долины реки Теджен.
К началу I тыс. до н.э., освоившись на Иранском нагорье, ираноязычные племена, судя по ассирийским письменным источникам, достигли Ближнего Востока. В этом плотно заселенном регионе иранцы стали языковыми предками древних западно-иранских мидийцев, персов, парфян и современных курдов. Оставшиеся в Средней Азии иранцы к середине I тыс. до н.э. сформировали две протогосударственные области: Согдиану и Бактрию.
Во второй половине I тыс. до н.э. более развитые экономически ираноязычные согдийцы и бактрийцы ассимилировали высокогорные этносы Памира, и тем самым граница между иранскими и индоарийскими этническими группами полностью сомкнулась. Она пролегла по территории современного Пакистана в бассейне реки Инд от Памира до Аравийского моря. Стоит отметить, что конфигурация этой границы всегда была нестатична и последние две с половиной тысячи лет постоянно менялась по причине вынужденных миграций.
- ПИК РАСШИРЕНИЯ ОЙКУМЕНЫ ИРАНОЯЗЫЧНЫХ ПЛЕМЁН
Пиком расширения жизненного пространства и развития культурных традиций иранцев Иранского нагорья стала Ахеменидская (Персидская) империя, существовавшая с 550 года до н. э. по 330 год до н. э. В то же самое время севернее Иранского нагорья доминировала ираноязычная скифо-сакская этнокультурная общность.
В 330 году до н.э. Ахеменидскую империю уничтожили войска Александра Македонского, и тем самым в ираноязычный мир пришла древнегреческая культура, а позднее с востока проник буддизм. В это же самое время в Великой Евразийской степи скифов сменили ираноязычные сарматы. Чуть позднее, через пару сотен лет, в первой половине I тыс. н.э., сарматов поглотили соседние германцы, славяне и новые кочевники из приалтайских степей.
Те же новые восточные мигранты из глубин Азии, что прижимали сарматов в Причерноморье, к середине I тыс. н.э. загнали саков в горы и вторглись в оазисы Средней Азии, а также заместили управленческую элиту на Иранском нагорье. Этими новыми кочевниками-мигрантами были тюркоязычные племена под предводительством рода Ашина.
Ко второй половине I тыс. н.э. история моногенной ираноязычной Центральной и Средней Азии сменилась формированием тюркского жизненного пространства с примесью монголоидных антропологических черт. А с распространением ислама в VII веке традиционный древний иранский мир и вовсе исчез из истории вплоть до возрождения эпохи Саманидов X века.
Спасибо за прочтение. Если Вам понравилась данная публикация, прошу поставить лайк, прокомментировать, подписаться и поддержать. Заранее благодарю. Также к Вашему вниманию следующая статья: