Найти в Дзене
АЙНО Арктическая

Я Вам не Алиса! Особенные покупатели.

Привет, друзья! Сегодня хочу поговорить на тему, которая, думаю, близка многим, кто хоть раз работал с людьми, особенно в сфере продаж. Знаете, я работаю в магазине, и каждый день – это целая история. Бывают такие покупатели, что им реально диву даешься, как будто они считают, что им все и всё на свете должны, даже больше, чем должны! Вот я, например, стараюсь быть максимально вежливой и терпеливой. Это же наша работа, да? Но, если честно, внутри порой такое происходит… иногда я просто тихо ненавижу этих покупателей. Не потому, что они плохие или злые, а потому, что они совершенно не берут на себя никакой ответственности, никакого собственного участия. Самый яркий пример, который меня просто выбил из колеи недавно, это одна такая Мадам. Пришла с сыном лет семи. Она сразу к кассе, настойчивым, даже требовательным тоном, знаете, как будто я ей уже чем-то обязана: "Подберите моему ребёнку школьные брюки!". Я, конечно, в шоке. В смысле, "подберите"? Я могу показать, где они находятся,

Привет, друзья!

Сегодня хочу поговорить на тему, которая, думаю, близка многим, кто хоть раз работал с людьми, особенно в сфере продаж. Знаете, я работаю в магазине, и каждый день – это целая история. Бывают такие покупатели, что им реально диву даешься, как будто они считают, что им все и всё на свете должны, даже больше, чем должны!

Фото из интернета
Фото из интернета

Вот я, например, стараюсь быть максимально вежливой и терпеливой. Это же наша работа, да? Но, если честно, внутри порой такое происходит… иногда я просто тихо ненавижу этих покупателей. Не потому, что они плохие или злые, а потому, что они совершенно не берут на себя никакой ответственности, никакого собственного участия.

Самый яркий пример, который меня просто выбил из колеи недавно, это одна такая Мадам. Пришла с сыном лет семи. Она сразу к кассе, настойчивым, даже требовательным тоном, знаете, как будто я ей уже чем-то обязана: "Подберите моему ребёнку школьные брюки!".

Я, конечно, в шоке. В смысле, "подберите"? Я могу показать, где они находятся, могу дать рекомендации, помочь с размером, если у меня есть информация. Но "подобрать" – это уже какой-то новый уровень. Это что, я теперь должна ещё и материнский долг исполнять? Может, мне ещё ему обед разогреть, а потом уроки с ним сделать? Негодованию моему не было предела, но, конечно, я это не показала. Только слегка фыркнула про себя и как можно более довольным лицом сказала: "Конечно, я вам покажу, где у нас отдел с брюками для мальчиков". Она, недовольно поджав губы, пошла в зал выбирать, а я осталась стоять, переваривая эту сцену.

И ведь это не единичный случай, это, к сожалению, тенденция. Есть такие покупатели, которые ленятся даже прочитать информацию на упаковке товара. Или вообще не удосуживаются, прежде чем подойти, хоть как-то изучить ассортимент. Нет, они сразу бросаются к продавцу с требованием: "Мне нужно вот это, прямо сейчас, чтобы оно у меня оказалось в руках!".

А бывают и специфические экземпляры, которые совершенно не знают рост или размер своих детей. Подходят, смотрят на тебя, как будто ты фея с волшебной палочкой, которая сейчас взмахнет рукой, и нужные брюки сами собой материализуются на их чаде. И они продолжают настаивать, чтобы ты, продавец, как-то активно участвовал в выборе одежды для их ребёнка. Да, в магазине есть ростомер, есть консультанты, которые могут помочь. Но нет, им нужно, чтобы продавец "подобрал", "угадал", "нашёл".

Вот я сижу и думаю: это что, лень? Или это полное отсутствие понимания, как вообще работает магазин и кто такой продавец? Или, может быть, это такая современная форма инфантилизма? Я не знаю.

Знаете, все мы пользуемся современными технологиями. У всех есть смартфоны, у многих есть умные колонки. И вот мне кажется, что в сознании именно таких вот "особенных" покупателей поселилось такое убеждение, что везде есть свои "Алисы", которые всё знают, всё умеют и готовы по щелчку пальцев выполнить любую команду. И если ты, обычный человек, работаешь за кассой в магазине, то ты должен быть такой же "Алисой", только в реальном мире, и готовым исполнять любые их желания.

Но нет, извините, господа. Продавцы в магазине – это не "Алисы". Мы живые люди. У нас есть своя жизнь, свои мысли, свои ожидания. Мы здесь, чтобы помочь вам, проконсультировать, поддержать в выборе, но не для того, чтобы брать на себя вашу ответственность, которую вы сами не хотите или не можете выполнять.

Конечно, я понимаю, что есть много разных ситуаций. Бывают и мамы, которым некогда, и ситуации, когда нужна действительно быстрая помощь. Но когда это становится нормой, когда покупатель приходит в магазин, чтобы за него всё сделали, выбрали, нашли, принесли, посоветовали, объяснили – и всё это должно произойти моментально и без его минимальных усилий – это уже вызывает вопросы.

Я люблю свою работу, правда. Мне нравится общаться с людьми, помогать им находить то, что им нужно, видеть их довольные лица. Положительные эмоции от таких взаимодействий – это то, ради чего стоит работать. Но когда подобные эпизоды повторяются, когда каждый новый покупатель в магазин кажется потенциальным источником стресса из-за таких своих ожиданий, становится немного грустно. Хочется, чтобы люди понимали, что продавец – это тоже человек, который тратит свои силы и время, чтобы им помочь. И небольшое ответное усилие с их стороны – прочитать инструкцию, посмотреть на ценник, попытаться разобраться самому – сделало бы нашу совместную работу гораздо приятнее для всех.

Недавно, кстати, один такой покупатель, который явно привык, что ему всё приносят на блюдечке, спросил меня: "Где находится отдел с верхней одеждой?" Я, естественно, начала показывать и объяснять, но он меня прервал: "Да вы знаете, я вчера тут был, видел, что всё как-то запутано, не стал разбираться, лучше у вас спрошу. Мне нужно пальто, тёплое, на зиму, светлое. По типу как вот это, только лучше."

Серьезно? "Как вот это, только лучше"? Это же просто какое-то бесконечное поле для манипуляций и попыток угадать желания. Что значит "лучше"? Лучше по цвету? По фасону? По теплоте? По бренду? Это тот случай, когда ты понимаешь, что твоя внутренняя "Алиса" больше не может.

Мне было бы намного приятнее, если бы этот покупатель сказал: "Я ищу пальто, вот примерное представление, что мне нравится, но я готов примерить разные варианты и послушать ваши рекомендации". Вот это уже диалог, это совместный поиск, а не директива.

Так что, дорогие мои, давайте будем немного добрее друг к другу. Помните, что когда вы приходите в магазин, продавец – это не ваш личный слуга, а человек, который готов помочь вам в вашем выборе. И небольшое усилие с вашей стороны, чтобы сделать этот выбор более самостоятельным, сделает мир чуточку лучше, а рабочие дни таких, как я, – гораздо приятнее. Ведь все мы хотим, чтобы общение было легким и позитивным, правда? Даже если иногда встречаются такие покупатели, которые заставляют нас тихо вздыхать и вспоминать о наших любимых "Алисах".

Спасибо, что прочитали🌺

Оставайтесь на моем канале🤗

Ваша АЙНО❤️