Найти в Дзене
КиноБуква

«Ищи меня в России. Дневник «восточной рабыни» в немецком плену. 1942-1943» - пронзительные мемуары Веры Фроловой

«Мне было 17 лет, когда пригород Ленинграда Стрельну, где я родилась и училась в школе, оккупировали немецко-фашистские войска. А весной 1942 года нацисты угнали меня с мамой в Германию, где мы стали „остарбайтерами“, иначе говоря „восточными рабами“...» Вера Фролова Это первая часть дневниковых воспоминаний журналиста Веры Павловны Фроловой. Почти семьсот страниц отведено на 1942 и 1943 годы, и еще столько же на следующую книгу – 1944-1945. Дневники, конечно, отредактированы, это очень заметно по стилистике. Да и сама Вера Павловна этого не скрывает. Она нашла их, частично написанные в тетрадях, частично – на грубой бумажной упаковке от немецких удобрений, разбирая шкафы. «Однажды, много-много лет спустя, став уже пенсионеркой, я принялась как-то разбирать свой накопившийся за долгие годы журналистской работы бумажный «архив» и неожиданно в самом низу шкафа наткнулась на обернутый в старую, ветхую газету пакет. Недоумевая, развернула его, и внезапно передо мной ярко, как вспышка мол
Оглавление
Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала
«Мне было 17 лет, когда пригород Ленинграда Стрельну, где я родилась и училась в школе, оккупировали немецко-фашистские войска. А весной 1942 года нацисты угнали меня с мамой в Германию, где мы стали „остарбайтерами“, иначе говоря „восточными рабами“...»
Вера Фролова

Это первая часть дневниковых воспоминаний журналиста Веры Павловны Фроловой. Почти семьсот страниц отведено на 1942 и 1943 годы, и еще столько же на следующую книгу – 1944-1945. Дневники, конечно, отредактированы, это очень заметно по стилистике. Да и сама Вера Павловна этого не скрывает. Она нашла их, частично написанные в тетрадях, частично – на грубой бумажной упаковке от немецких удобрений, разбирая шкафы.

Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

«Однажды, много-много лет спустя, став уже пенсионеркой, я принялась как-то разбирать свой накопившийся за долгие годы журналистской работы бумажный «архив» и неожиданно в самом низу шкафа наткнулась на обернутый в старую, ветхую газету пакет. Недоумевая, развернула его, и внезапно передо мной ярко, как вспышка молнии, вновь возникла моя бедная, покалеченная войной юность. Я читала полустертые строки и плакала. С пожелтевших страниц четко, как на киноэкране, проплывала прежняя постылая рабская жизнь, заполненная до краев тяжелой, каторжной работой, жестокостью, повседневными унижениями и оскорблениями».
Вера Фролова
Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

К середине 90-х рукопись была завершена, а издана только в 2005 году, к 60-летию Победы. Автобиографическую книгу с очень скромным тиражом всего в пятьсот экземпляров почти сразу же размели с прилавков, и она стала библиографической редкостью. Переиздание случилось в 2024-м. Я пока прочитала только первую часть, но обязательно нужно ознакомиться и со второй, без этого картина будет не полной.

📚Вера Фролова «Ищи меня в России. Дневник «восточной рабыни» в немецком плену. 1942-1943»

Вера Павловна родилась в 1924 году в большой и дружной семье, где у неё, самой младшей, было три старших брата. После самоубийства отца, добровольно и первым вступившем в колхоз и обвиненным позднее в причинении вредительства, мать тянула хозяйство, как могла. Вера сразу же пошла во второй класс, обожала чтение, позднее – литературу, после школы планировала поступление в институт. Но не случилось. С началом войны стало не до учёбы, а весной 1942 года Веру вместе с мамой, как и многих других жителей Стрельны угнали на принудительные работы в Германию.

«Пусть наша Родина простит нас за невольное предательство. А мы, если доживем до светлого дня освобождения, постараемся доказать ей и свою верность, и преданность...»
Вера Фролова
Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

Дневники Веры Фроловой — свидетельство участника одной из самых чудовищных трагедий XX века. Участника не с линии фронта, и не труженика тыла. Все это время Вера впроголодь работала в поместье бауера Адольфа Шмидта, где и начала вести довольно подробные и, конечно, тщательно скрываемые от хозяев записи.

«Теперь я понимаю: что бы ни случилось в дальнейшем, как бы ни сложились наши судьбы, судьбы всех втянутых в эту страшную войну народов и стран, нельзя оставлять безнаказанными жестокость и зло. Потому что безнаказанные - они могут породить еще большую жестокость, ненависть и зло, в которых захлебнется, утонет весь мир».
Вера Фролова
Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

Вера описывает сначала поезд, в котором их везли, потом «рынок», где будущие владельцы выбирали «товар», потом, уже на месте - быт, еду (что выдавали и что приходилось добывать самим), тяжелую работу и самое главное, людей. Люди были разные. И плохие, и хорошие, в том числе – немцы. Что юную Веру изумляло до глубины души. Запомнился момент, когда у старой соседки-немки на фронте погиб старший сын, а Вера, очень долго ждавшая, когда же «и эти немцы начнут плакать, как мы», совершенно не почувствовала радости. Потому что поняла – виноваты не простые люди, виноват фашизм, виноват Гитлер.

Вера знакомится с другими остарбайтерами, с пленными англичанами и французами, с предреволюционными эмигрантами, с польками, прислуживающими немцам. В этих разговорах – вся жизнь. Очень много мыслей, рассуждений - о войне, о жизни, о любви, дружбе. Кто-то, не желая мириться с таким существованием, совершал побег и, как правило, горько расплачивался за это, кто-то подстраивался и тихо работал в надежде на скорейшее освобождение, кто-то, как Вера, неплохо владеющая немецким, даже дерзил хозяину.

Фото из личного архива автора канала
Фото из личного архива автора канала

«— Никогда, никогда не оставляйте Родину! И закажите это своим детям! — горячо выкрикнул вдруг толстячок и поперхнулся, багрово покраснев, закашлялся судорожно, словно с трудом проглотил что-то. — Не верьте эмигрантскому благополучию: эти наши сборища, песнопения всего лишь жалкая, пошлая игра в Россию... Немедленно возвращайтесь после войны домой, какими бы страшными карами вас ни пугали! Знайте, что для русского человека нет жизни без России. Без нее его душа мертва, пуста и холодна, как потухший очаг... Поверьте старому, запутавшемуся, безродному человеку. Быть может, мои слова вам, молодым, покажутся старомодными и напыщенными, но это говорит с вами боль русского сердца...»
Вера Фролова

Читается книга легко, несмотря на объем и мою не очень-то большую любовь к дневникам. Скорее, похоже на роман, где день за днем человек делится наболевшим и искренне верит в свою Родину.

А вам знакомо имя Веры Фроловой? Читали её дневники?

Все о книгах и кино у меня и в Телеграм - КиноБуква, подписывайтесь))