Найти в Дзене

Чех и Чайка

Жили на свете когда-то два человека. Родились они в разное время, с разницей в 20 лет. Предки первого были крепостными крестьянами и, выкупив себя из крепости, получили фамилию по прозвищу семьи. А прозвище было Чох или Чех, от слова чихание. Предки второго, со стороны отца, носили фамилию Чайка. Фамилия изменилась, когда дедушка, Петр Фёдорович Чайка, поступал в духовную академию. Первый со временем стал великим писателем, хотя всю свою жизнь был очень музыкален. Второй превратился в гениального композитора, хотя и поэзия была ему не чужда. Гувернантка звала его «мой маленький Пушкин» и считала, что он будет великим поэтом. Первое своё стихотворение «Молитва» будущий композитор написал на русском языке в восемь лет. А на стихотворение, посвящённое им своим любимым цветам, композитор А. С. Аренский создал музыку, и на свет появился замечательный романс. А ещё этот композитор перерабатывал, вносил изменения в либретто некоторых своих произведений, в том числе к опере «Мазепа» по поэме А

Жили на свете когда-то два человека. Родились они в разное время, с разницей в 20 лет. Предки первого были крепостными крестьянами и, выкупив себя из крепости, получили фамилию по прозвищу семьи. А прозвище было Чох или Чех, от слова чихание. Предки второго, со стороны отца, носили фамилию Чайка. Фамилия изменилась, когда дедушка, Петр Фёдорович Чайка, поступал в духовную академию. Первый со временем стал великим писателем, хотя всю свою жизнь был очень музыкален. Второй превратился в гениального композитора, хотя и поэзия была ему не чужда. Гувернантка звала его «мой маленький Пушкин» и считала, что он будет великим поэтом. Первое своё стихотворение «Молитва» будущий композитор написал на русском языке в восемь лет. А на стихотворение, посвящённое им своим любимым цветам, композитор А. С. Аренский создал музыку, и на свет появился замечательный романс. А ещё этот композитор перерабатывал, вносил изменения в либретто некоторых своих произведений, в том числе к опере «Мазепа» по поэме А. С. Пушкина «Полтава». Эти люди известны во всём мире и зовут их Антон Павлович Чехов и Пётр Ильич Чайковский.

А. П. Чехов, 1889 г.
А. П. Чехов, 1889 г.

В 1888 году в доме поэта Плещеева Антон Павлович познакомился с Модестом Ильичом Чайковским. А знакомство с самим композитором, согласно дневникам М. И. Чайковского, произошло 14 декабря 1888 года у него дома, в Петербурге. Чехов был приглашён на завтрак, где присутствовал П. И. Чайковский. Эта встреча произвела на писателя огромное впечатление. Как рассказывал присутствующий тогда брат А. П. Чехова, разговор шёл о музыке и литературе. На писателя произвело большое впечатление то, что Чайковский знает его творчество и ценит его талант. К тому же состоялся разговор о совместной творческой работе. Композитор хотел, чтобы Антон Павлович написал для него либретто для оперы «Бэла» по Лермонтову. К сожалению, создать общее произведение они не успели.

Через год, 12 октября 1889 года Чехов направил Чайковскому письмо с просьбой разрешить посвятить новую книгу «Хмурые люди» композитору. 14 октября Чайковский дал согласие и лично поблагодарил Антона Павловича. На книге, которую автор подарил Петру Ильичу, он сделал надпись «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста 89.14. Х. А. Чехов».

Титульный лист сборника рассказов А.П. Чехова «Хмурые люди», посвященных Петру Ильичу Чайковскому, из личной библиотеки композитора издания – СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1890 г.
Титульный лист сборника рассказов А.П. Чехова «Хмурые люди», посвященных Петру Ильичу Чайковскому, из личной библиотеки композитора издания – СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1890 г.

Сблизила заслуженного композитора и молодого писателя общность интересов. Композитор очень гордился таким посвящением, а писатель всегда оставался горячим поклонником творчества композитора. Их объединило время, эпоха, хотя и родились они с разницей в 20 лет.

Герман Ларош, друг композитора, утверждал, что литература «после музыки была главным и существенным интересом» Чайковского; «он сам был в значительной мере рожден литератором…». Также Пётр Ильич был автором текстов и либретто нескольких собственных произведений. Его музыкально-критические статьи составляют целый том и являются важной частью наследия Чайковского.

Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в юности. Музыкальность его пьес, музыкальное начало, атмосфера его произведений были созвучны «лирическим сценам» Чайковского.

П. И. Чайковский во время гастролей в Гамбурге 9-21 янв. 1888 Гамбург. фотоат. Э.Бибера
П. И. Чайковский во время гастролей в Гамбурге 9-21 янв. 1888 Гамбург. фотоат. Э.Бибера

Исследователь творчества Чехова Е. З. Балабанович в своей книге пишет: «В творчестве Чехова и Чайковского в полный голос звучит тема родины, русской природы, тема душевных богатств русского человека. Их органически связывает эпоха, в которой развёртывалось их творчество. В творчестве Чехова и Чайковского нашли выражение думы, чувства и чаяния многих простых людей, широких демократических слоёв русского общества последних десятилетий 19 века.

Чехова и Чайковского, как великих художников–реалистов сближает резко выраженное конфликтное начало в их творчестве, отражающее противоречия реальной действительности.

Одной из основных черт, роднящих Чехова и Чайковского Д. Д. Шостакович считает «схожесть ощущения трагического в жизни». Чехову и Чайковскому было одинаково больно «за все человечество» и за страдания окружающих их людей. Как и творчество Чайковского, произведения Чехова проникнуты живительным веянием высокого идеала. В центре внимания великих гуманистов — человек, становящийся личностью, отстаивающий своё человеческое достоинство, стремящийся к полноте творческой жизни, к счастью. Идея значительности человеческой жизни бесконечно дорога писателю и композитору. Чехов и Чайковский обладали совершенным эстетическим чувством. Для их творчества характерно единство этического и эстетического начала».

О. Сидоренко, научный сотрудник музея-заповедника П. И. Чайковского

Птицы
1138 интересуются