Записки художника / К. Г. Дорохов ; Составитель А. В. Дорохова. — Москва : Советский художник, 1974. — 127 с., 28 л. ил. : портр.
Аннотация
Свои «Записки» Константин Гаврилович Дорохов начал писать в последние годы жизни, основываясь на собственных статьях, письмах, дневниковых записях и заметках на полях рабочих альбомов. Острый интерес художника к окружающему его миру не оставлял Дорохова равнодушным к происходящим вокруг него событиям.
«Записки» делятся на 4 основные части. Воспоминания о Смоленске связаны с родиной Дорохова, его детством и первыми шагами в изобразительном искусстве; глава «Вхутемас—Вхутеин» посвящена студенческим годам художника, годам, когда формировалось будущее мастерство целого поколения советских художников; воспоминания о после-институтском периоде — рассказ о времени становления творчества художника; наконец, «Годы военные» — глава, в которой Дорохов, активный участник многих событий этого незабываемого времени, рассказывает о себе и своих товарищах-художниках, вместе с ним прошедших суровый путь войны.
Документальные серии военных этюдов и рисунков Дорохова «По дорогам войны» с заметками на полях являются ценным материалом — дневником художника, положенным в основу повествования о войне.
Издание иллюстрированное.
Электронная книга: https://archive.org/details/1974_20220331/page/n15/mode/2up
Скачать в pdf: https://disk.yandex.ru/i/slKQxpppe0NYXw
Забронировать в Библиотеках Москвы: https://www.mos.ru/knigi/
---------------------------------------
Воспоминания и мемуары известных людей - это ценнейший документ эпохи, а воспоминания художников интересны, потому что они отражают жизнь, творчество и личность мастера. Мемуары художников могут быть посвящены разным темам: наблюдениям за художниками из своего круга, путешествиям, встречам с современниками. С этим художником я познакомилась случайно, книга просто упала с полки, и намекнула, что есть вот такой вот художник из Смоленска, да он мало известен сейчас, но в военное время он проделал большую работу для будущих поколений. Читаются они легко и просто, как дневник заметок.
ХУДОЖНИК КОНСТАНТИН ГАВРИЛОВИЧ ДОРОХОВ
Творчество К. Г. Дорохова рождает много мыслей. За его скромными неброскими работами лежит большая жизнь художника. Я вспоминаю его посмертную выставку, состоявшуюся в 1964 году. Она заставила каждого из нас, кто прожил свою жизнь рядом с Дороховым, обернуться назад — на свой творческий путь.
Надо сказать, что к счастью для поколения художников 30-х годов их жизнь органически связана с жизнью страны, с народом. Дорохов не засиживался в мастерской, не замыкался в кругу излюбленных тем. Возьмем ли мы 30-е годы — поездку в Донбасс, или 40-е годы — годы войны, или конец 40-х годов — поездки по стране, или 50-е — поездки в колхозы, — каждый раз художник не ищет тем на стороне, он живет вместе со всей страной. В этом отношении ему можно позавидовать.
Он прошел свой путь художника честно, бескомпромиссно. Он никогда не искал легких, простых путей, не искал обходных дорог и не приспосабливался.
Чем привлекательно творчество Дорохова? Оно не претендует на эффект, в нем нет броскости, но есть глубокая человечность: за всем его творчеством лежит жизненный опыт, и это делает каждую его самую скромную вещь — вплоть до небольшого этюда — содержательной.
Глубокая человечность, правдивость, отсутствие позы и в то же время бесстрашие, смелость — эти качества были присущи ему и в творчестве, и в жизни. Он никогда не говорил, как он вел себя на фронте, но мы догадывались, и подтверждение его смелости и бесстрашия находим мы в рассказах его товарищей. Все это целиком укладывается в ту жизнь, которую прожил К. Г. Дорохов.
Нужно сказать, становление Дорохова как художника протекало с большой последовательностью. Он быстро нашел себя. Он был предельно искренен, и это позволило ему сделать серьезный вклад в советское искусство. И здесь высшим достижением, я считаю, был портрет «Ненецкой девушки», читающей книгу.
Я помню довоенную выставку молодых художников в Третьяковской галерее — хазановскую «Скрипачку», «Балерину Тихомирнову» Дорохова, целый ряд произведений художников, которые потом с таким блеском развернули свою творческую жизнь, там была и ромадинская «Балерина» (портрет О. В. Лепешинской) — много других обещающих заявок. Особую ценность в наше время приобретают работы Дорохова, созданные им в годы войны. Его военные этюды — это драгоценные художественные документы, работы большого творческого накала.
После войны Дорохов испытывал подлинный творческий подъем. Его картины сделаны очень напряженно по цвету, очень энергично. Он — типично русский живописец, для него цвет — всегда в пространстве и в тоне. Используя опыт импрессионистов, он шел всегда от традиций русской школы, русских импрессионистов.
Я считаю, что последние работы (серия «Овощи», «Шахтеры») — это лучшие его произведения, и к концу 1950-х годов он создавал вещи наибольшего эмоционального наполнения. Он вернулся к своей прежней линии, но с новыми мыслями: раньше он шел от натюрморта и человека, а в последние годы пришел к композиционным портретам, к сложным жанровым портретным композициям.
Биография Дорохова — она им изложена в «Записках художника» — на редкость прямая, на редкость творческая биография, которой можно только позавидовать. Это человек, у которого человеческое, личное никогда не расходилось с его творчеством. В этом таится залог того, что его картины будут жить, потому что искусство не терпит неискренности: все, что делается на потребу временным соображениям, — умирает, а то, что делается по внутренним побуждениям, — остается жить.
И те работы, которые оставил нам К. Дорохов, наполнены глубокой человечностью, чисто русским дарованием.
(Д. А. ШМАРИНОВ)
Документальные серии военных этюдов и рисунков Дорохова «По дорогам войны» с заметками на полях являются ценным материалом — дневником художника, положенным в основу повествования о войне.
На этом записки заканчиваются. Внезапная смерть художника не позволила ему завершить задуманные по определенному плану воспоминания.
В архиве Дорохова остались многочисленные заметки, статьи, дневники и тексты сатирических выступлений художников, которыми руководил Дорохов. Во всех этих документах остро проявляется отношение автора к событиям художественной жизни послевоенного периода.
Некоторые страницы «Записок» остались незавершенными, но и в таком виде воспоминания Дорохова представляют интерес. Публикацией этих записок мне хотелось напомнить о человеке, бескорыстно отдававшем всю свою жизнь любимому искусству и людям.
(А. В. ДОРОХОВА)
Константин Дорохов (биографическая справка)
Константин Гаврилович Дорохов родился в 1906 году в Смоленске в семье служащего.
Первые шаги в изобразительном искусстве были сделаны в изостудии Пролеткульта. На конкурсе плакатов для смоленских Окон РОСТА получил две первые премии.
Дорохов с юного возраста активно участвует в общественной жизни. Он — комсомолец. Один из первых комсомольских вожаков в Смоленске.
В 1923 году Дорохов командируется в Москву для поступления во Вхутемас. Сначала учится на полиграфическом факультете, с четвертого курса — на живописном, в мастерской А. В. Шевченко, затем — Д. П. Штеренберга. В период учебы во Вхутемасе работает вожатым двух пионерских отрядов при Управлении Московско-Казанской железной дороги (был одним из лучших пионервожатых района), в обществе «Друг детей» активно участвует в борьбе с беспризорностью, работает в стенгазете института.
Окончил Вхутеин в 1930 году, представив в качестве диплома картину «Судомойки». В 1931 году был призван в ряды Красной Армии. Служил в Пролетарской дивизии.
Самостоятельная творческая деятельность Дорохова началась в 1932 году.
В 1933 году впервые участвует на выставке и с этих пор становится активным участником всех больших выставок художников СССР.
Многочисленные поездки по стране, жаждущая знаний советская молодежь, великолепная природа родины послужили вдохновенным источником для творческой деятельности Дорохова. Появились такие его работы, как пейзажи Донбасса и Подмосковья, «Мальчик с бумажной моделью», «Мальчик с коньками», «Вузовка», «Парашютистка», картины «Перед прыжком», «Ненецкая девушка с книгой», «Портрет балерины», портрет писателя Леонова, «Девушка в дверях», «Шура Тян» и другие.
С первых дней войны Дорохов призван в действующий Черноморский флот в качестве художника при Главном политическом управлении Военно-Морского Флота. Работал в осажденном Севастополе и осажденном Ленинграде, на кораблях, в отрядах морской пехоты, на батареях, участвовал в отдельных десантных операциях, был при прорыве блокады Ленинграда, при освобождении Новороссийска, Севастополя, в агитбригаде Дунайской флотилии. Работал в составе оперативной группы газеты «Красный Черноморец», был специальным корреспондентом газеты «Комсомольская правда».
В 1942 году Дорохов активный участник выставки «Великая Отечественная война». За участие в этой выставке был отмечен дипломом второй степени. В 1943 году его работы показывались на выставках дважды: в мае — на персональной выставке «Художник-фронтовик Дорохов» и в декабре — на выставке «Фронт и тыл».
31 декабря 1945 года Дорохов был демобилизован. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленную при этом доблесть и мужество был награжден боевым орденом «Красная Звезда» и пятью медалями.
В первые послевоенные годы художник продолжает работать над полотнами, подготовительный материал для которых был накоплен еще в годы войны. Кроме того, пишет натюрморты, жанровые сцены. Дорохов стремится обогатить живописную технику. Его картины «С работы», «За ваше здоровье», «Подруги», «Любопытные», «Золотые шары», его серия натюрмортов с овощами, с самоваром проникнуты здоровым оптимизмом, влюбленностью в жизнь.
Однако появление несправедливых нападок ряда критиков, обвинение в формализме на некоторое время выбили художника из творческой колеи. На смену упомянутым выше полотнам пришли суховатые, более надуманные работы: «Председательница колхоза», «Трудная задача», «Черноморская рыбачка», «Выпускницы» и другие.
В этот же период Дорохов пишет много пейзажей Москвы и Подмосковья, тщательно их прорабатывая. Среди наиболее удачных работ этого жанра можно назвать «Золотой закат», «Западный порт», «Зимнее утро», «Последний снег», «Деревня Мазилово».
В 1954 году Дорохов выезжает с агитбригадой в колхозы и на шахты в качестве художника-агитатора, участвует в колхозных «Окнах сатиры», читает шахтерам лекции об изобразительном искусстве. Именно тогда родилась тема картины «Передвижная выставка в шахтерском поселке». Художник вновь возвратился к своим колористическим исканиям. Его вещи этого периода: «Колхозный сторож», «Шахтеры», «Передвижная выставка в шахтерском поселке», «Сентябрь», «Фестивальный наряд» — говорят о новом творческом подъеме художника.
Попутно с творческой работой Дорохов вел большую общественную работу: в течение ряда лет — член правления Московского Союза художников, член редколлегии газеты «Московский художник», участник художественных советов, руководитель сатирического коллектива московских художников.
Дорохов скончался 9 ноября 1969 года в расцвете творческих сил, на 54-м году жизни.
С 1932 по 1960 год Дорохов — участник более чем пятидесяти больших художественных выставок, показав на них около двухсот работ, Кроме того, было осуществлено три персонально-групповых выставки, на которых были представлены 365 живописных работ и 120 рисунков.
Работы Дорохова находятся в сорока музеях страны.
(Статью подготовила Лазыкина Мария, гл. библиотекарь)