Найти в Дзене
Наука и фантастика

Борис Юхананов, фантаст от театра

Музыкальный и театральный мир скорбит о внезапном уходе из жизни Бориса Юрьевича Юхананова (1957-2025), скончавшегося 5 августа от острой сердечной недостаточности. Он был писателем, поэтом, режиссером, художником, философом, теоретиком и практиком театра, постоянно искавшим новые формы, новый язык, новые способы общения с аудиторией и коллегами. Послужной список (более 100 поставленных спектаклей) и основные сочинения перечислены в статье из Википедии. Я остановлюсь лишь на том, что имеет отношение к тематике этого блога - к оперному сериалу (фактически, космоопере) "Сверлийцы" на текст романа-сказки Юхананова. Идея "сверлийского проекта" возникла у Юхананова, а его осуществление силами коллектива друзей и единомышленников началось в 2009 году. Сверлийцы - фантастические жители вымышленного мира - Сверлия, или Цивилизация Сверла, который, по словам автора, "гибнет, но никак не может погибнуть". В тексте переплетены космогонические и антропологические идеи, культурные эпох и пласты п
Оглавление

Музыкальный и театральный мир скорбит о внезапном уходе из жизни Бориса Юрьевича Юхананова (1957-2025), скончавшегося 5 августа от острой сердечной недостаточности.

Б. Ю. Юхананов. Фото из Википедии.
Б. Ю. Юхананов. Фото из Википедии.

Он был писателем, поэтом, режиссером, художником, философом, теоретиком и практиком театра, постоянно искавшим новые формы, новый язык, новые способы общения с аудиторией и коллегами.

Послужной список (более 100 поставленных спектаклей) и основные сочинения перечислены в статье из Википедии.

Я остановлюсь лишь на том, что имеет отношение к тематике этого блога - к оперному сериалу (фактически, космоопере) "Сверлийцы" на текст романа-сказки Юхананова.

Сверлийцы: фантазии о небывалых мирах

Идея "сверлийского проекта" возникла у Юхананова, а его осуществление силами коллектива друзей и единомышленников началось в 2009 году.

Сверлийцы - фантастические жители вымышленного мира - Сверлия, или Цивилизация Сверла, который, по словам автора, "гибнет, но никак не может погибнуть". В тексте переплетены космогонические и антропологические идеи, культурные эпох и пласты причудливо перемешаны, герои возникают и исчезают...

Сверлийцы отличаются тем, что способны одновременно присутствовать и в настоящем, и в будущем, и в прошлом, а их внешний признак - некое сверло на голове, символ пружины или дрели, пронзающей пространство и время.

Фото с премьеры 2012 года. Из моего архива.
Фото с премьеры 2012 года. Из моего архива.

Замысел вырос из романа-сказки Юхананова и приобрел вид пятичастного оперного сериала (пенталогии), музыку к которому написали шесть композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак и Владимир Раннев.

Премьера первой части состоялась 2 декабря 2012 года в Москве, в Центре дизайна «ArtPlay» (недалеко от Курского вокзала).

Я там была, и увиденное и услышанное произвело на меня сильное впечатление.

Главное при восприятии современного искусства - не относиться к нему предвзято, а просто довериться авторам и погрузиться в созданный ими мир.

Гондолы, кентавры, русалка, маленький принц и нездешние свирели

Первая часть, которая мне легла на душу больше всего, требует скорее визуального, чем музыкального восприятия. Музыки там относительно немного, и композитор Дмитрий Курляндский потом признавался мне, что это было сделано преднамеренно: звуки музыки подобны здесь разреженной атмосфере иного пространства.

Декорация первой части "Сверлийцев". Фото моё, 2012
Декорация первой части "Сверлийцев". Фото моё, 2012

Художник - Степан Лукьянов, костюмы Анастасии Нефёдовой; играл ансамбль Questa musica (художественный руководитель - Филипп Чижеский), премьера шла под руководством Марии Грилихес.

Сверлия - это и Антантида, и Крит, и Венеция 3004 года сразу. И немножечко, наверное, Петербург тоже - в кадре угадывается шпиль Петропавловской крепости. Все эти локации - символы погибших цивилизаций, продолжающих жить внутри нашей культуры и оплодотворять ее своими символами, как словесными, так и визуальными.

Фрагмент критской фрески поверх венецианско-петербургских силуэтов на заднике.
Фрагмент критской фрески поверх венецианско-петербургских силуэтов на заднике.

В Сверлии обитают, помимо странных антропоморфных персонажей, кентавры, грифоны, русалки и прочая лесная и водяная братия. Только кентавры тут специфические: они изображены на картинке - полулюди, полумеханизмы. Служат здешними гондольерами. И одеты отчасти как матросы в тельняшках с красными полосками, отчасти как советские пионеры-переростки.

2012. Фото с поклонов: русалка, воспитатель маленького принца Свёрлышко (младенец - кукла!) и кентавр-гондольер.
2012. Фото с поклонов: русалка, воспитатель маленького принца Свёрлышко (младенец - кукла!) и кентавр-гондольер.

А русалка - очень даже похожа...

Фото моё, 2012
Фото моё, 2012

В музыке, помимо обычных инструментов оркестра, задействованы и специфические объекты - фрагменты гофрированных труб, издающие нежный свирельный тон. Замечательная находка!

Сверлийские девы со свирелями. Фото моё.
Сверлийские девы со свирелями. Фото моё.
Сверлийские свирели в действие. Фото моё, 2012.
Сверлийские свирели в действие. Фото моё, 2012.

Сделаю каминг-аут и открою очередной секрет "Хранительницы": в моей космоопере, в книге "Наследник", юному принцу Ульвену, "уйлоанскому Моцарту", привозят в подарок музыкальные инструменты из разных миров:

"Так в доме семьи Киофар появились спиральные свирели с Гингоссы, издающие тонкий и нежные посвист, костяные трещотки с Флакса, электрический вибрафон с Виссеваны"...

"Спиральные свирели с Гингоссы" - это примерно они самые. Ну не могла же я написать про гофрированные шланги для бытовой техники?.. Вряд ли кто-то разгадает эту пасхалочку (впрочем, коллеги обычно не читают моих романов, а там много чего припасено)...

Электротеатр Станиславский

В 2013 году Борис Юхананов возглавил фактически погибший московский театр им. Станиславского, находящийся в самом сердце столицы, на Тверской, и преобразовал его в площадку для новаторского авторского искусства - Электротеатр Станиславский.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Реконструкция длилась два года, и в 2015 году театр открылся под новой вывеской и с совершенно новым репертуаром, в котором сочетались все виды искусств и сотрудничали самые неординарно мыслящие драматурги, режиссеры, художники, музыканты и мастера перформанса.

Картина, висевшая в фойе перед премьерой "Сверлийцев". Фото мое. Автор работы не указан.
Картина, висевшая в фойе перед премьерой "Сверлийцев". Фото мое. Автор работы не указан.

Список осуществленных в 2015-2025 проектов Электротеатра Станиславский тоже есть в статье Википедии о Юхананове, но можно зайти и на сайт самого театра - там информации о текущих спектаклях, картинки, тексты и много разной полезной информации.

В настоящий момент "Сверлийцы" там не идут, но скоро обещано возобновление.

Премьера "Сверлийцев" (в полном, пятичастном, варианте) в Электротеатре Станиславский состоялась в 2015 году. Я, конечно, и туда ходила. Но фотографий оттуда у меня нет - зато они есть в сети и на сайте.

Хорошо бы, конечно, освежить впечатления.

Мир лишился очень незаурядного человека. Можно ли его назвать великим, покажет будущее. Но то, что Борис Юхананов оставил мощный след в современном искусстве, причем не только отечественном, несомненно.

--