Найти в Дзене

Истории на каждый день: 7 августа в классической музыке

Что общего у шотландской пещеры, дерзкого студента и грустной арии?
Всё это — 7 августа в истории классической музыки. 7 августа 1829 года В пятницу 7 августа 1829 года Феликс Мендельсон прибыл в Тобермори на острове Малл и в письме к сестре Фанни приписал первые такты будущей увертюры, пояснив: «Чтобы ты поняла, как необычайно подействовали на меня Гебриды, — вот что пришло мне в голову». На следующий день, он вместе с другом Карлом Клингенманом добрался на лодке до острова Стаффа и увидел знаменитую Фингалову пещеру; впечатляющее эхо гигантских базальтовых колонн окончательно укрепило замысел произведения. Саму пещеру кельты называли «мелодичная пещера». Композитор завершил первую редакцию увертюры 16 декабря 1830 года, назвав её сначала «Одинокий остров», а затем «Гебриды». Отшлифовав партитуру в начале 1832-го, Мендельсон разрешил сыграть новую версию: премьера состоялась 14 мая 1832 года в Лондоне под управлением Томаса Аттвуда. Окончательный вариант прозвучал 10 января 1833 года
Оглавление
Феликс Мендельсон в лодке у Фингаловой пещеры.
Феликс Мендельсон в лодке у Фингаловой пещеры.
Что общего у шотландской пещеры, дерзкого студента и грустной арии?
Всё это — 7 августа в истории классической музыки.

Эхо пещеры Фингала

7 августа 1829 года

В пятницу 7 августа 1829 года Феликс Мендельсон прибыл в Тобермори на острове Малл и в письме к сестре Фанни приписал первые такты будущей увертюры, пояснив: «Чтобы ты поняла, как необычайно подействовали на меня Гебриды, — вот что пришло мне в голову». На следующий день, он вместе с другом Карлом Клингенманом добрался на лодке до острова Стаффа и увидел знаменитую Фингалову пещеру; впечатляющее эхо гигантских базальтовых колонн окончательно укрепило замысел произведения. Саму пещеру кельты называли «мелодичная пещера».

Композитор завершил первую редакцию увертюры 16 декабря 1830 года, назвав её сначала «Одинокий остров», а затем «Гебриды». Отшлифовав партитуру в начале 1832-го, Мендельсон разрешил сыграть новую версию: премьера состоялась 14 мая 1832 года в Лондоне под управлением Томаса Аттвуда. Окончательный вариант прозвучал 10 января 1833 года в Берлине уже под дирижёрством самого автора. Так несколько тактов, наспех написанных 7 августа в шотландском порту, превратились в одну из самых поэтичных картин морского романтизма XIX века, а «мелодичная пещера» обрела мировую славу.

Последняя ария Альфредо Каталани

7 августа 1893 года

В Милане после долгой борьбы с туберкулёзом скончался итальянский композитор Альфредо Каталани — ему было всего 39 лет. Ученик Миланской консерватории, Каталани пошёл против модных веяний веризма и сочинял оперы в лирико-романтическом духе, перекликаясь с творчеством Вагнера и Массне. Публика не сразу оценила эти изящные полотна, но две его оперы вошли в сокровищницу жанра — «Лорелей», поставлена в 1890 г. в Турине и «Ла Валли» в 1892 г. в Ла Скала, встреченная зрителями с восторгом. В последней опере Каталани создал образ гордой горянки Валли, готовой пожертвовать жизнью ради любви. Ария героини «Ebben? Ne andrò lontana» — прощание Валли с родным домом — стала жемчужиной оперной лирики. Благодаря фильму «Дива» 1981 года, где эта проникновенная мелодия прозвучала в исполнении американской оперной дивы, ария обрела вторую жизнь, покорив сердца новой аудитории. Каталани не дожил до этого триумфа и при жизни оставался в тени более удачливых современников — он болезненно переживал взлёт молодого Пуччини, даже обвинял того в плагиате. Однако наследие Каталани не ушло в забвение: великий Тосканини настолько почитал музыку Каталани, что назвал свою дочь в честь Валли, а его «Танец ундин» и прелюдия из «Ла Валли» записал на пластинки, не позволяя миру забыть о рано угасшем таланте.

Премьера первого концерта Прокофьева

7 августа 1912 года

В этот день на сцене Алексеевского народного дома в Москве публике был представлен новый фортепианный концерт, и за роялем сидел сам автор — 21-летний студент Санкт-Петербургской консерватории Сергей Прокофьев. Его Первый фортепианный концерт Des-dur разительно отличался от привычных академических сочинений: дерзкий, искрящийся, наполненный стремительными ритмами, он словно бросал вызов устоям. Публика была захвачена вихрем звуков и блестящей виртуозностью солиста — успех оказался значительным, композитора вызывали на поклон трижды. Но не все слушатели были готовы принять новое слово в музыке: критик Леонид Сабанеев разразился гневной статьёй, назвав концерт «грубо-какофоническим примитивом», в котором композитор «извивается изо всех сил в погоне за новизной». Прокофьев же продолжал гнуть свою линию. В финале учёбы он рискнул сыграть на экзамене не классический концерт, а собственное сочинение — смелость, неслыханная для консерваторских правил. Один из профессоров даже предложил выгнать дерзкого юношу из зала, но большинство жюри признало гений новатора. В итоге Прокофьев получил высшую награду — премию имени Антона Рубинштейна, — а его Первый концерт с годами занял прочное место в репертуаре, подтвердив пророческий дар композитора-визионера.

Маэстро Карел Гуса

7 августа 1921 года

В Праге родился Карел Гусa — будущий классик академической музыки второй половины XX века. Его юность пришлась на смутные времена: в 1939-м нацисты закрыли университеты, и Гуса, мечтавший стать инженером, вынужден был переключиться на музыку. После войны он эмигрировал в Америку и спустя годы стал профессором Корнеллского университета, воспитавшим плеяду композиторов. Сам же Карел Гуса прославился как смелый новатор и гуманист в музыке. В 1969 году он получил Пулитцеровскую премию за свой Струнный квартет №3, а его самое известное произведение — симфоническая поэма «Музыка для Праги 1968». Премьера состоялась в январе 1969 года в Америке, и с тех пор произведение исполнялось более 7 000 раз по всему миру. В 1990-е на родине композитора, куда он вернулся уже признанным мастером, ему вручили высшую награду Чехии — медаль «За заслуги».

Опера для слуха

7 августа 1984 года

В Зальцбурге, на знаменитом летнем фестивале, состоялась премьера необычного сценического произведения: итальянский авангардист Лучано Берио представил свою «музыкальную акцию» «Король слушает». Берио работал над опусом несколько лет, сам сочинил либретто, соединив современный рассказ Итало Кальвино с отголосками Шекспира и другими литературными текстами. Поэтому вместо привычной оперы зрители увидели философскую фреску о природе искусства: король-музыкант на сцене вслушивается в звуки, реальность и театр переплетаются, а линейного сюжета нет — действие разворачивается как череда снов и репетиций спектакля, который так и не будет сыгран. Берио отказался от традиционного определения жанра, называя своё творение azione musicale — музыкальное действо, в котором главное действующее лицо — сама музыка. Премьерой в Зальцбурге дирижировал маэстро Лорин Маазель, режиссёром выступил Гётц Фридрих, а партию Короля-Просперо исполнил легендарный бас Тео Адам. Публика сначала недоумевала перед экспериментом, но постепенно погружалась в гипнотическую атмосферу звуков. «Король слушает» стал вехой позднего модернизма — он показал, что опера может обретать новые формы, превращаясь в медитативное размышление о самом процессе слушания и взаимоотношении иллюзии и реальности на сцене.

История дня

Шотландская пещера Фингала — один из самых необычных природных храмов музыки. Созданная древним вулканом, она вырезана в скале правильными шестигранниками, будто гигантский орган трубами уходит в глубину острова. Своё название грот получил благодаря поэме Джеймса Макферсона: по легенде здесь обитал герой кельтского эпоса Фингал, отец поэта Оссиана. В XVIII–XIX веках пещера привлекала смельчаков-путешественников, но по-настоящему знаменитой стала после визита Мендельсона в 1829 году. Композитор, потрясённый таинственным многоэховым звучанием прибоя под каменным сводом, увековечил пещеру в своей увертюре — и та обрела вторую жизнь уже в воображении миллионов слушателей. После публикации «Гебрид» потянулась вереница туристов: увидеть мистическую лавовую колоннаду стремились художники, поэты, аристократы. Среди них был и знаменитый писатель Вальтер Скотт, который писал, что «это одно из самых необыкновенных мест, что мне доводилось видеть». Позже на Стаффу приезжала сама королева Виктория — испытать благоговейный трепет перед величественным творением природы. Сегодня, стоя на мокрых камнях у входа, можно так же, как Мендельсон, услышать в шуме океана органные аккорды и представить, будто сама земля поёт древнюю мелодию. Пещера Фингала остаётся нерукотворным концертным залом, где уже не одно столетие звучит непрерывная симфония моря.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#классическаямузыка #музыкальныйкалендарь #7августа #историямузыки #композиторы #опера #ФингаловаПещера #Мендельсон #Каталани #Прокофьев #КарелГуса #ЛучаноБерио #культура

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.