Найти в Дзене

ПЕРСИДСКИЕ ШТРИХИ ТИФЛИСА

Тифлис традиционно был тесно связан с Персией. Город, как и вся Восточная Грузия долгое время находились под персидским владычеством. Связь сохранилась и с приходом Российской империи. Но, это были уже деловые связи. Тифлисские купцы торговали с персами, а их персидские коллеги везли свой товар в Тифлис. Персидские нотки трудно не заметить и в тифлисской архитектуре. В XIX-ом веке караван-сараи все еще возводились в восточном стиле. Их отличала типично персидская кирпичная кладка, арки, своды и узоры. Работало в Тифлисе и консульство Персии. Пожалуй самой яркой фигурой среди его дипломатов был Мирза Риза-хан, который обрел признание не только в Персии, но и всемирную известность. Как дипломат он родился именно в Тифлисе. Всему виной один несчастный случай. Возвращаясь с учебы из Константинополя в Персию, он прибыл в Тифлис, где заболел и застрял уже надолго. Хорошо образованный юноша, со знанием французского языка устроился на работу секретаря-переводчика в местное консульство Персии.

Тифлис традиционно был тесно связан с Персией. Город, как и вся Восточная Грузия долгое время находились под персидским владычеством. Связь сохранилась и с приходом Российской империи. Но, это были уже деловые связи. Тифлисские купцы торговали с персами, а их персидские коллеги везли свой товар в Тифлис. Персидские нотки трудно не заметить и в тифлисской архитектуре. В XIX-ом веке караван-сараи все еще возводились в восточном стиле. Их отличала типично персидская кирпичная кладка, арки, своды и узоры.

Работало в Тифлисе и консульство Персии. Пожалуй самой яркой фигурой среди его дипломатов был Мирза Риза-хан, который обрел признание не только в Персии, но и всемирную известность. Как дипломат он родился именно в Тифлисе. Всему виной один несчастный случай. Возвращаясь с учебы из Константинополя в Персию, он прибыл в Тифлис, где заболел и застрял уже надолго. Хорошо образованный юноша, со знанием французского языка устроился на работу секретаря-переводчика в местное консульство Персии. Спустя годы он сделал хорошую карьеру. В 1889 году он уже сам возглавил консульство в Тифлисе, а потом и на всем Кавказе.

Фото консула Персии в Тифлисе Мирза Риза-хана, снятое в конце XIX века.
Фото консула Персии в Тифлисе Мирза Риза-хана, снятое в конце XIX века.

Покинув Тифлис, дипломат получил уже ранг посла и должность главы дипмиссии сначала в Российской империи, а затем в Османской империи. Он дослужился до звания генерал-адъютанта персидского шаха, занимал посты министра юстиции и министра образования Персии. Мирза Риза-хан стал первым официальным представителем Персии в Лиге Наций и оказался первым иранцем номинированным на Нобелевскую премию мира. Причем, он был представлен на эту престижную премию пять раз.

Фото Мирза Риза-хана, снятое в Константинополе 1900 году.
Фото Мирза Риза-хана, снятое в Константинополе 1900 году.

Как раз в Тифлисе впервые проявились и его литературные таланты. Он писал и публиковался под псевдонимом "Даниш". На ниве просвещения и литературы он получил широкую известность, и заслуженное признание. Не будучи представителем аристократии, он был награжден титулом хана и получил право носить имя "Принца Арфа од Довла". Дело в том, что именно он реформировал персидский алфавит, впоследствии названный "Rushdiyeh".

Обложка мемуаров Мирза Риза-хан Даниш, изданных в Тифлисе в 1894 году.
Обложка мемуаров Мирза Риза-хан Даниш, изданных в Тифлисе в 1894 году.

В Тбилиси сохранился дом принца, который служил и зданием дипломатической миссии Персии. В Тифлисе Мирза-Реза-хан обитал на улице Гудовича. Тбилисский адрес дома принца: ул. Чонкадзе №11. Со стороны улицы, это здание кажется одноэтажным. Но, со стороны двора видно, что это трёхэтажное строение. Оно было построено в XIX-ом веке и изначально принадлежало немецкому инженеру, работавшему в Тифлисе. У него дипломат и приобрел дом под свою резиденцию и здание персидского консульства.

Новый хозяин сделал из своей покупки особняк в персидском стиле. Для этого специально были приглашены иранские мастера. После завершения всех работ он приобрел характерный восточный стиль. Металлический овальный декор на главных воротах украсила надпись: "Мирза Реза-хан", с изображением льва с саблей, на фоне восходящего солнца — государственного герба Персидской империи. Все внутренне убранство также было выполнено в персидском стиле. Потолки комнат покрыли живописной росписью и лепниной, а дневной свет в вестибюль проникал прямо через круглые окна в потолке.

Надпись на фарси с тбилисского дома принца.
Надпись на фарси с тбилисского дома принца.

По всей видимости, над проектом тифлисского дома принца работала бригада персидских зодчих, которая возводила его летнюю дачу в Боржоми. Ведь, стройка и перестройка велись в одно и то же время. Дача сохранилась, став украшением боржомского парка. За свой уникальный облик она получила романтическое название "Пируза", что в переводе с грузинского означает бирюза.

До нашего времени дошло имя одного из мастеров — Юзуфа — сына знаменитого мастера Хассана. О нем повествует в своем третьем романе из серии "Кавказский детектив: XIX век", опубликованного под названием: "Белое, красное, черное", бельгийская писательница Мари Тепюль. Об истории мастера ей поведал ее дед, который приехал в Тифлис в конце XIX-го века, женился и остался жить. Как гласит легенда, персидского зодчего заманили в Тифлис, где он был убит белым дервишем. Перед этим он безуспешно пытался выведать у мастера какую-то страшную тайну. Впрочем, как бы там ни было, но это не помешало тифлисскому консульству открыть свои двери точно в срок.

Торжественное открытие нового здания дипмиссии аккуратно совпало с днём рождения иранского шаха Насер ад-Дин Шах Каджара. Рассказывают, что консул украсил дворик особняка тифлисским фонтаном. В день открытия из него вместо воды текли ручьи красного вина из Кахетии, и гости могли его пить прямо оттуда, наслаждаясь музыкой оркестра. В этом особняке Мирза-Реза-хан прожил почти до 1895 года, когда был откомандирован в Санкт-Петербург.

Вот уже сто лет, как это простой жилой дом и в нем живут обычные тбилисцы. В советское время дом поделили на коммунальные квартиры. Давно нет и фонтана во дворе. В ходе уплотнения жилплощади вышло так, что одну часть какой-то комнаты отрезали для одной коммуналки, а другая часть досталась уже второй. В итоге цельную картину росписи потолка можно оценить только из двух квартир одновременно. Впрочем, и на том спасибо. Хорошо еще, хоть что-то сохранилось.

О прежнем владельце особняка напоминают лишь сохранившиеся, редкие надписи на фарси. Хотя, некогда роскошная арка входа во двор, как будто перенесенная в Тбилиси из сюжетов восточных сказок, даже потеряв весь свой былой лоск, все еще завораживает глаз любопытных прохожих.

Дом Мирза Риза-хана в Тбилиси.
Дом Мирза Риза-хана в Тбилиси.

Конечно, как истинный перс Мирза-Реза-хан посещал в Тифлисе мечеть. Первые тифлисские мечети появились еще во времена Арабского халифата - в VIII-ом веке. В средневековье в городе было семь мечетей. Сейчас сохранилась только одна. Она стоит в начале Ботанической улицы - у бывших Ганджийских ворот. Это суннитская мечеть. Ее построили в начале XVIII-го века. В 1740-ых годах ее разрушили персы. В 1846-1850 годах мечеть восстановили по проекту итальянского архитектора Джованни Скудиери. В 1895 году она была вновь перестроена уже на средства бакинского промышленника Гаджи Зейналабдин Тагиева.

До середины XX-го века в Тбилиси была и одна шиитская мечеть - "Шах-Исмаил", именовавшейся также "Мечетью Шах-Аббаса". Она была возведена в период персидского владычества в XVI-XVII-ых веках. По преданию, построить ее распорядился персидский шах Исмаил в 1522 году. Эту мечеть изображали на своих пейзажах Тифлиса: Луиджи Премацци, Карл Виттке, Никанор Чернецов и другие известные художники. Ее и посещал наш герой.

Открытка с изображением шиитской мечети Тифлиса начала XX века.
Открытка с изображением шиитской мечети Тифлиса начала XX века.

Минарет и купол шиитской мечети были украшены голубыми изразцами. Из-за этого ее еще называли "Голубой мечетью". Стояла она на нынешней площади Вахтанга Горгасали — на бывшем Майдане. Ее снесли спустя 430 лет после ее основания - в 1952 году. Здание пало жертвой перепланировки площади и строительства нового Метехского моста. От разрушенной шиитской мечети до сих пор сохранилась деревянная кафедра — мимбар. Она была перенесена в суннитскую мечеть.

Фотография первой половины XX века, с изображением шиитской мечети и Майдана до строительства нового поста и перестройки площади.
Фотография первой половины XX века, с изображением шиитской мечети и Майдана до строительства нового поста и перестройки площади.

Был у Мирзы Риза-хана в Тифлисе и именитый предшественник. Нет, он не был дипломатом. Он был богословом шиитского толка, сыном известного имама и сторонником персидского принца Бахман Мирза Каджара. Жил он в Тифлисе еще в 1830-ые годы, но память о нем в городе жива по сей день. Звали его Ага-Мирфетах Саид Тавриз Муджтахид. Тифлисцы прозвали его: "Муштаид", переиначив на свой лад слово, обозначающее звание ученого богослова в исламе - "муджтахид".

Этим именем до сих пор называется старейший парк города. Дело в том, что парк, а тогда еще сад "Муштаид" создавал именно персидский богослов. До него это был обычный пустырь, примыкающий к "немецкой слободе". Землю под дом и сад в Тифлисе выделили ему власти Российской империи. Так они оценили его помощь, оказанную им в Тебризе.

В 1830-ые годы по обеим сторонам аллей сада росли кусты душистой дикой розы, разнося аромат на всю округу. Персидский владелец сада провел оросительный канал прямо из реки Кура. Он выписал из Персии специалистов, которые построили для этого целую ирригационную систему. Редкое по тем временам новшество для Тифлиса. Вся территория сада простиралась на 20 гектаров. Сейчас от былого размаха осталось всего лишь 5 гектаров. Весь современный парк зажат между проспектом Агмашенебели и стадионом "Динамо".

Фотография, снятая в начале XX века в тифлисском парке Муштаид.
Фотография, снятая в начале XX века в тифлисском парке Муштаид.

После возвращения персидского богослова на родину в 1841 году его сад много раз переходил из рук в руки, пока в 1853 году не был выкуплен городскими властями. Его назвали в честь прежнего хозяина — садом Муштаид. В конце XIX и в начале XX века он считался лучшим в городе и был излюбленным местом для прогулок и приёма гостей. В нем организовывались благотворительные аукционы, театральные представления, лотереи, концерты с фейерверками. Кроме того, сад был местом проведения промышленных выставок. Коммерсанты устанавливали там свои павильоны и демонстрировали в них продукцию. До сада Муштаид от другого излюбленного места прогулок тифлисцев — Александровского сада, каждые полчаса ходил дилижанс.

Открытка начала XX века с изображением ресторана в тифлисском парке Муштаид.
Открытка начала XX века с изображением ресторана в тифлисском парке Муштаид.

Ныне в парке стоит старинная французская карусель. Ее приобрели в 1905 году для другого городского парка — Мтацминда, а позднее перенесли в парк Муштаид. От старого сада Муштаид остались здания ресторана "Трамвай" и летнего театра. Когда-то именно на его сцене выступала французская актриса Маргарита де Севр, от которой потерял голову знаменитый художник Нико Пиросмани. Помните песню "Миллион алых роз"? Так вот эти алые розы, скорее всего, как раз с аллеи сада персидского богослова. У бедного художника, который содержал молочную лавку и зарабатывал росписью стен и вывесок тифлисских духанов, не было миллионов.

Фотография, снятая в начале XX века в тифлисском парке Муштаид.
Фотография, снятая в начале XX века в тифлисском парке Муштаид.

Во времена Маргариты и Пиросмани на сцене театра парка Муштаид выступали многие именитые артисты. В 1880-ые годы свою программу там трижды представлял французский аэронавт Жан Беде. Он запускал оттуда свои воздушные шары. В 1935 года в парке была построена первая в СССР детская железная дорога, состоящая из трех станций, протяженностью 1.200 метров.

Вахтанг Мгеладзе