Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Глава Минобрнауки Татарстана: «С детьми учителям проще, чем с родителями»

Оглавление

Средняя зарплата молодого педагога - 38-40 тысяч, родителям стоит перестать обсуждать учителей с детьми, а льготы для олимпиадников заслуженные - об этом и не только рассказал Ильсур Хадиуллин в интервью «Вечерней Казани».

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Ильсур Хадиуллин заканчивает первую пятилетку во главе Минобрнауки Татарстана - он возглавил ведомство в сентябре 2020 года. Министр в беседе с изданием рассказал о главных вызовах, стоящих перед системой образования в республике, - от дефицита кадров до снижения результатов ЕГЭ по некоторым предметам.

«Обсуждение и осуждение учителей на кухне с детьми ни к чему хорошему не приведёт»

- Ильсур Гараевич, какая средняя зарплата учителя в Татарстане?

- Вопрос заработной платы педагогов всегда вызывает живой интерес. Система оплаты труда учителей в Татарстане достаточно дифференцирована и зависит от многих факторов: стажа, преподаваемого предмета, квалификационной категории и дополнительной нагрузки. Начнём с базовой ставки - она составляет 25 250 рублей. Это фундамент, на который надстраиваются различные доплаты и надбавки.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Существенную часть дохода учителя составляют выплаты за классное руководство. Здесь у нас есть территориальная дифференциация: в городах с населением более 100 тысяч человек педагоги получают 5 тысяч рублей, а в сельских районах - 10 тысяч рублей. Важное нововведение: с 1 марта 2024 года дополнительно добавили ещё 5 тысяч рублей, при этом республика сохранила все ранее установленные надбавки.

Также учителя получают доплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетом, методическую работу и другие виды деятельности. В результате средняя заработная плата молодого учителя с учётом всех надбавок составляет примерно 38-40 тысяч рублей. Действует дополнительная выплата в размере 2510 рублей.

Конечно, мы понимаем, что система оплаты труда требует дальнейшего совершенствования.

Привлечение молодых специалистов в образование - еще одно стратегически важное направление, особенно в контексте обновления содержания образования и внедрения новых подходов. Молодые педагоги приносят в школы не только свежий взгляд и современные методики, но и часто лучше понимают сегодняшних детей, свободнее владеют цифровыми инструментами. Однако для их закрепления в профессии важно создавать условия для профессионального роста и самореализации.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В Татарстане уже реализуются различные программы поддержки молодых педагогов. Для них предусмотрены дополнительные выплаты к заработной плате, особенно для тех, кто решает работать в сельских школах. Также действуют программы наставничества, когда опытные учителя помогают молодым коллегам адаптироваться в профессии.

Ежегодно в наши школы приходит более четырех тысяч молодых учителей со стажем до трёх лет. В целом доля учителей до 35 лет составляет 21%, предпенсионного возраста - чуть больше 22%. Но, к сожалению, около 23% учителей уходят из профессии в первый же год работы.

Мы трепетно относимся и к нашим опытным педагогам - настоящим наставникам, которые посвятили школе десятилетия своей жизни. Их мудрость, накопленные методические наработки и умение находить подход к детям - это бесценный капитал нашей системы образования. Мы создаём систему, где молодость и опыт дополняют друг друга.

Для решения кадровой проблемы мы открываем профильные классы. Более 6,5 тысячи детей обучаются в них в 320 школах республики. Более 35% выпускников профильных классов поступают на педагогические специальности.

- Сколько учителей не хватает в Татарстане? Каких направлений?

- Нехватка педагогических кадров - это действительно одна из острейших проблем, с которой мы сталкиваемся. Сегодня в образовательной системе республики трудится более 76 тысяч педагогических работников, включая более 32 тысяч школьных учителей. Но этого недостаточно.

Наиболее остро ощущается дефицит учителей русского языка, математики, физики и химии. В территориальном разрезе наибольшую потребность в педагогах испытывают крупные города – Казань и Набережные Челны, а также Нижнекамский, Лаишевский и Лениногорский районы.

Проблему нехватки кадров зачастую приходится решать за счёт увеличения нагрузки на действующих учителей. Статистика показывает, что почти 32% педагогов работают более чем на полторы ставки. Особенно высока нагрузка у учителей ключевых предметов - математики и русского языка: более 50% из них трудятся с превышением нормативной нагрузки. А 5,5% учителей вынуждены работать более чем на две ставки, что, конечно, сказывается на качестве преподавания и здоровье самих педагогов.

Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»

Для привлечения молодежи в естественно-научные дисциплины в республике запущен проект «Физмат прорыв» под руководством раиса Татарстана Рустама Минниханова. Этот проект предусматривает материальное стимулирование интереса школьников к изучению математики, физики и химии, что в перспективе должно увеличить количество абитуриентов, выбирающих педагогические специальности по этим направлениям.

Подготовка педагогов в Татарстане ведётся в нескольких образовательных учреждениях: Казанском федеральном университете, Набережночелнинском педагогическом университете, Елабужском филиале КФУ и семи колледжах СПО. В вузах республики по педагогическим направлениям обучается более 17 тысяч студентов. Практику совмещения учёбы с работой проходят 630 студентов - они уже преподают в школах и работают в детских садах (в прошлом году таких было 800 человек).

Ежегодно из учреждений среднего профессионального образования выпускается около тысячи молодых специалистов. Из них примерно полторы тысячи продолжают обучение в вузах, а ещё полторы тысячи теоретически должны прийти в школы. Однако на практике значительная часть выпускников выбирает другие сферы деятельности, считая их более привлекательными с точки зрения карьерных перспектив и материального вознаграждения.

Мы активно работаем над решением этой проблемы: создаём условия для переподготовки учителей, заключаем соглашения с вузами, привлекаем партнёров из других регионов. Особое внимание уделяем полилингвальному образованию - сейчас 740 учителей обучаются по специальным программам, которые позволят им вести предметы на английском или татарском языках, что расширяет их профессиональные возможности и повышает ценность на рынке труда.

Но кадровый вопрос в образовании продолжает оставаться одним из самых болезненных. Нельзя закрыть глаза и сказать, что все проблемы решены - это было бы неправдой. Но мы работаем над этим на всех уровнях - от федерального центра до каждого конкретного муниципалитета. Важно, чтобы руководство и на местах, в сельских районах реальными действиями поддерживало наших педагогов.

Часто слышу такую фразу: «Вот раньше были настоящие учителя, а сейчас не то...» И хочу решительно возразить! Это глубокое заблуждение. Учительское призвание неподвластно времени - и тогда, и сейчас в школах работают преданные своему делу профессионалы.

Считаю принципиально важным, чтобы у ребёнка формировалось чувство искреннего уважения и даже гордости за своего учителя - почти как за родителя. Это не преувеличение: подумайте только, сколько времени наши дети проводят с педагогами! Классный руководитель порой видит ребёнка чаще, чем родители.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

И хочу подчеркнуть очевидную, но часто забываемую истину: учителя никогда - ни в прошлом, ни сейчас - не учат плохому. Они всегда стоят на стороне добра, нравственности и развития личности.

Особо хочу обратиться к родителям: критика учителей на домашней кухне в присутствии детей - это разрушительная практика. Она подрывает авторитет не только конкретного педагога, но и всей системы образования в глазах ребёнка. Через средства массовой информации я искренне прошу всех родителей: давайте вместе ценить, уважать и оберегать учителей. От нашего совместного отношения к педагогам во многом зависит будущее наших детей и всей страны.

- Вы сказали, что 23% учителей уходят в первый год работы. По какой причине?

- Действительно, не секрет, что примерно 23% молодых учителей уходят из профессии уже в первый год работы. В чём причина? Прежде всего, профессия учителя - сложная, она требует и высокой квалификации, и внутреннего призвания. В школу нельзя прийти случайно, просто «попробовать», без настоящего интереса к детям, без уважения к родителям, без терпения и желания постоянно учиться самому.

Школа - это не просто место, где ты рассказываешь свой предмет. Нужно уметь донести знания, понимать психологию детей, работать с каждой семьёй - это комплексная, очень ответственная миссия. Если педагог приходит, не зная предмета или без педагогических навыков - держаться в такой сфере крайне тяжело. Но, к счастью, молодым учителям в нашей республике не приходится оставаться наедине с трудностями - у нас хорошо налажена система наставничества, и опытные коллеги помогают нашим молодым новичкам освоиться и адаптироваться.

Важно, чтобы вокруг ребёнка была правильная, доброжелательная атмосфера. Она складывается не только благодаря педагогам, но и усилиями родителей. Повторюсь, если родители начинают публично критиковать школу, учителей, сеют недоверие - дети впитывают это отношение, и тогда никакая педагогическая система не спасёт: ребёнок просто затеряется в этой негативной среде. Отсюда - и уход некоторых учителей, которые не готовы работать в таких условиях.

Конечно, важны и материальные условия: зарплата, стимулирующие выплаты, социальные гарантии. Но даже они не решат всех проблем, если нет уважения и взаимопонимания между учителем, родителями и детьми.

Часто слышу от молодых коллег: «С детьми работать гораздо проще, чем с их родителями». Это сигнал для всех нас, взрослых: нельзя выстраивать отношения по принципу «вы нам должны». Мы все должны заботиться о детях вместе - и учителя, и родители, и администрация школы. Только когда мы создаём вокруг детей атмосферу уважения, педагогическая профессия становится не только посильной, но и по-настоящему привлекательной.

Правда о «Том и Джерри» всплыла лишь спустя годы

Реклама

В этот миф о коктейлях верили годами

Реклама

Этот бьюти-хит в 2000-х был у всех!

Реклама

Эта ошибка делает волосы ломкими

Реклама

Дети очень тонко чувствуют любую атмосферу вокруг себя: они быстро замечают и ошибки учителя, и даже малейшее неуважение. Важно не допускать этого, сохранять уважение к педагогам. Когда мы учились, родители нас всегда учили уважать школу. Если возникали вопросы - взрослые решали их через диалог с учителем или директором, а не обсуждали у детей на глазах. Вот этого взаимного уважения нам и стоит придерживаться сегодня.

- Почему, по-вашему мнению, именно по математике, физике, русскому языку и другим направлениям учителей не хватает?

- Вопрос о нехватке учителей математики, физики и русского языка действительно актуален. Причина здесь комплексная. Эти предметы требуют глубокой подготовки и постоянного совершенствования знаний. Учитель должен не просто владеть материалом, но и уметь объяснить сложные вещи доступно, а это особое мастерство.

Кстати, хочу развеять распространённый миф о том, что учителя летом отдыхают. Это абсолютно не соответствует действительности. Современный педагог фактически занят с конца мая до начала июля - это время государственной итоговой аттестации, выпускных экзаменов, проверки работ ЕГЭ и ОГЭ. Многие учителя привлекаются как организаторы и эксперты на экзаменах, это огромная ответственность и серьёзная нагрузка.

-6

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

А уже в августе начинается активная подготовка к новому учебному году - обновление рабочих программ с учётом новых требований, оформление кабинета, участие в педагогических советах, планирование работы.

У каждого предметника, будь то химик, математик или филолог, есть свои профессиональные сложности. Но объединяет их одно - высокая ответственность за результат своей работы и необходимость постоянно соответствовать быстро меняющимся требованиям.

Поэтому, когда мы говорим о привлечении учителей в школу, важно понимать: это должны быть не просто люди с дипломом, а специалисты с глубокими знаниями предмета, педагогическим талантом и готовностью работать в достаточно напряжённом режиме. И наша задача - создать такие условия, чтобы эти профессионалы приходили в школу и оставались в ней надолго.

- Давайте подытожим. Какие меры принимаются для устранения кадрового дефицита? Может быть, еще какие-то дополнительные меры вводятся?

- Если говорить о мерах по устранению нехватки педагогических кадров, то мы используем действительно комплексный подход. На уровне муниципалитетов главы администраций оказывают финансовую поддержку молодым учителям - это подъёмные выплаты от 50 до 100 тысяч рублей, в зависимости от финансовых возможностей района.

На республиканском уровне выстроена целая система поддержки: ежемесячная надбавка молодым педагогам в течение первых трёх лет работы в размере 2510 рублей, ежемесячные выплаты в размере пяти тысяч рублей за классное руководство. Кроме ежемесячной надбавки за работу в сельской школе, учителям предоставляются субсидии на оплату жилья, отопления и освещения. Есть дополнительная выплата за обучение детей русскому языку в детских садах и школах с нерусским языком обучения.

Важное направление - решение жилищного вопроса. Учителя имеют возможность получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на льготных условиях. А в последние годы по инициативе руководства республики педагоги получают квартиры: в 2022 году - 170 квартир, в 2023 году - 70 квартир, а в этом году выделена квота на 200 квартир в новых микрорайонах Казани.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Особо хочу отметить возрождение в 2023 году гранта «Наш новый учитель». Программа действовала с 2011 по 2019 год, и за это время её участниками стали 1680 педагогов. Главное условие - стаж работы по специальности не более трёх лет. Грант даёт молодому педагогу надбавку к зарплате в размере 10 тысяч рублей ежемесячно на протяжении трёх лет.

Но нельзя забывать, что не только материальная поддержка важна для учителей. Не менее значима моральная составляющая, общественное признание профессии. Поэтому в Татарстане учредили три новых вида ведомственных наград: знак отличия «Отличник сферы образования и науки Республики Татарстан», нагрудные знаки «За сохранение и развитие языков, культур, традиций» и «Яшь мөгалим» («Молодой учитель»).

Сейчас мы работаем над тем, чтобы увеличить размер выплат для молодых специалистов. Это один из наших приоритетов, поскольку мы понимаем: чтобы привлечь в школы талантливых выпускников педагогических вузов, необходимо обеспечить им достойный старт в профессии.

«Нельзя относиться к одним предметам как к важным, а к другим как к второстепенным»

- Как вы оцениваете результаты ЕГЭ этого года? В чем причина снижения баллов ЕГЭ по некоторым предметам?

- Анализируя результаты ЕГЭ этого года, хочу подчеркнуть важный принцип: экзаменационные баллы - это не инструмент для составления рейтингов районов, школ или учителей. Это прежде всего важные данные, которые помогают нам определить направления развития всей системы образования.

Да, по некоторым предметам средний балл действительно снизился по сравнению с прошлым годом - с 68 до 65. Но здесь нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, Рособрнадзор ежегодно вносит изменения в систему критериев оценивания. Во-вторых, мы наблюдаем рост числа выпускников, выбирающих определённые предметы. Например, профильную математику в этом году выбрали на 6,5% больше учащихся - более половины всех выпускников. Когда предмет выбирает не узкая группа специализирующихся на нём учеников, а широкий круг выпускников с разным уровнем подготовки, средний балл неизбежно снижается.

Есть и позитивные тенденции: в этом году вырос средний балл по информатике. Лучше всего выпускники справились с химией, биологией, немецким и французским языками, информатикой - по этим предметам результаты выше прошлогодних.

Но хочу обратить внимание на более глубокую проблему. Сегодня многие учащиеся сосредотачиваются исключительно на предметах, выбранных для ЕГЭ, пренебрегая остальными. Это принципиально неверный подход. Вспомните советскую систему образования, где каждый школьник получал фундаментальные знания по всем основным дисциплинам.

Аттестат - это документ о всестороннем образовании. Нельзя относиться к одним предметам как к важным, а к другим как к второстепенным.

Никогда не знаешь, какие знания пригодятся в жизни. История может оказаться не менее важной, чем математика, а литература - чем физика. Всестороннее образование формирует не только профессионала, но и личность, способную ориентироваться в разных сферах жизни.

- Есть мнение, что у олимпиадников слишком много льгот при поступлении. Вы можете с этим согласиться?

Вопрос о льготах для олимпиадников действительно вызывает дискуссии, но я категорически не согласен с мнением, что таких льгот «слишком много».

В Татарстане в этом году 256 школьников стали победителями и призёрами олимпиад высокого уровня. Наша республика входит в пятёрку лидеров по России по количеству призёров и победителей - и это результат колоссальной работы.

Мы активно развиваем олимпиадное движение. В этом году мы провели три всероссийские олимпиады на базе Татарстана. Впервые за 30 лет мы принимали олимпиаду по русскому языку, в которой участвовали 500 человек со всей страны. Более тысячи школьников приехали к нам на олимпиаду по технологии - стоит отметить, что никакой другой регион не решился взять на себя организацию столь масштабного мероприятия. Также мы провели олимпиаду по мировой художественной культуре для 350 участников.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Часто не понимают, какой путь проходит олимпиадник. Это не просто «пришёл и выиграл». Сначала ребёнок проходит школьный этап, перед которым его готовят учителя. Затем - муниципальный этап, где конкуренция уже гораздо выше. После победы на региональном этапе мы организуем для ребят специальные учебно-тренировочные сборы. Это огромный труд самих детей, их родителей и педагогов.

Льготы при поступлении - это справедливая мотивация и признание высоких академических достижений. Тем, кто считает, что олимпиадники получают незаслуженные преимущества, я бы предложил самим попробовать пройти этот путь - от школьного этапа до заключительного, ощутить это интеллектуальное напряжение и конкуренцию.

Олимпиадное движение - это один из механизмов выявления и поддержки талантливых детей, которые в будущем составят интеллектуальную элиту нашей страны. И мы гордимся, что Татарстан показывает в этом направлении такие высокие результаты.

Продолжение интервью в следующей части.

Автор материала: Алина Камалютдинова