Найти в Дзене
Мастер Творцов

Ян Вермеер – «Сводница» (примерно 1656 год)

Это изображение сводницы, как кажется, происходит в стенах затенённого, тёмного борделя. Взгляд зрителя сразу же приковывает к себе молодая женщина справа, поскольку её бледно-жёлтый лиф, белый кружевной головной убор и бледная кожа являются самыми яркими частями картины. Женщина смотрит вниз на свою открытую правую ладонь, в которую скоро положат монету, ей её даёт мужчина в красном. Этот мужчина собственнически обвивает женщину своим телом, кладёт руку ей на грудь, явно заявляя о своих правах на неё. Его лицо в значительной степени скрыто тенью, отбрасываемой широкими полями его шляпы с перьями. В голландской массовой культуре XVII столетия наличие пера на головном уборе имело коннотации разврата и сексуальной безнравственности. Все эти оттенки ещё больше подчёркиваются тем, как мужчина в центре, предположительно это автопортрет Яна Вермеера (годы жизни 1632-1675), сжимает в руках гриф струнного инструмента, возможно, цитры, что создаёт несомненно фаллическое впечатление. Мужчина сле
Ян Вермеер – «Сводница»
Ян Вермеер – «Сводница»

Это изображение сводницы, как кажется, происходит в стенах затенённого, тёмного борделя. Взгляд зрителя сразу же приковывает к себе молодая женщина справа, поскольку её бледно-жёлтый лиф, белый кружевной головной убор и бледная кожа являются самыми яркими частями картины. Женщина смотрит вниз на свою открытую правую ладонь, в которую скоро положат монету, ей её даёт мужчина в красном. Этот мужчина собственнически обвивает женщину своим телом, кладёт руку ей на грудь, явно заявляя о своих правах на неё.

Его лицо в значительной степени скрыто тенью, отбрасываемой широкими полями его шляпы с перьями. В голландской массовой культуре XVII столетия наличие пера на головном уборе имело коннотации разврата и сексуальной безнравственности. Все эти оттенки ещё больше подчёркиваются тем, как мужчина в центре, предположительно это автопортрет Яна Вермеера (годы жизни 1632-1675), сжимает в руках гриф струнного инструмента, возможно, цитры, что создаёт несомненно фаллическое впечатление. Мужчина слева одет в чёрный берет и чёрный, вполне возможно, шёлковый, дублет с разорванными рукавами.

Эти предметы были в моде ещё в предыдущем столетии, и их размещение в этом изображении стало для первого зрителя картины достаточно резким. Можно утверждать, что этот человек, который пытается установить зрительный контакт с аудиторией, также пытается вовлечь в происходящее зрителя и сделать его соучастником сделки. Неодушевлённые предметы на картине также передают нам детали обстановки. Турецкий ковёр на переднем плане творения не только добавляет композиции элемента декоративности, но и подчёркивает глобальный характер голландской торговли и вкус к предметам роскоши.

Использование Вермеером светотени (обработки света и тени) создаёт в композиции высокий контраст и, по всей видимости, черпает своё вдохновение у итальянского живописца Караваджо (годы жизни 1571-1610), чей стиль был перенят художниками из Голландии, особенно из города Утрехта. Вермеер, по-видимому, черпал вдохновение и из других произведений искусства, например, из картины «Сводница» (примерно 1622 год) кисти Дирка ван Бабюрена (годы жизни 1595-1624) – члена так называемой Утрехтской школы Караваджистов. Сия картина на самом деле принадлежала тёще Вермеера – Марии Тинс (годы жизни 1593-1680), она висела на одной из стен их общего дома.

  • Художник – Ян Вермеер
  • Название – «Сводница»
  • Год создания – примерно 1656
  • Размеры – 143 х 130 сантиметров
  • Материал – Масло на холсте
  • Место нахождения – Галерея Старых Мастеров (Дрезден, Германия)