Женщины его обожали, режиссёры ценили, а мать не отпускала от себя ни на шаг. Андрей Миронов был не просто звездой, а настоящей иконой советского экрана. Его романы с Людмилой Гавриловой, Анастасией Вертинской, Татьяной Егоровой, Ларисой Голубкиной, Ниной Корниенко бурно обсуждаются до сих пор. Кто-то считает, что он был не способен любить никого, кроме своей матери – властной и гиперопекающей Марии Мироновой.
Но была в его жизни другая важная фигура. О ней порой не знают даже самые преданные поклонники. У Миронова был старший брат – талантливый, успешный, но не такой известный в массах. Всю жизнь он молчал о своём знаменитом родственнике. Почему Кирилл Ласкари, артист, хореограф, режиссёр, предпочитал не афишировать родство с Мироновым? Какими были их отношения и как эпизод с одной женщиной едва не разрушил их связь?
Один отец и две матери: как появились на свет Кирилл и Андрей
История братьев начинается в 1936 году, когда в семье артиста Александра Менакера и балерины Ирины Ласкари родился сын Кирилл. Казалось бы, семья была идеальной: отец – мастер эстрадной сцены, мать – прима балетной сцены. Оба сосредоточены на карьере, амбициозны и потому понимают друг друга. Однако, когда Кириллу исполнилось три года, родители разошлись. Развод не стал драмой: бывшие супруги сохранили тёплые отношения, Кирилл не лишился отца. Тот навещал его несколько раз в год, помогал материально, поддерживал.
Второй женой Менакера стала актриса Мария Миронова – женщина яркая, остроумная, независимая, не склонная к романтической сентиментальности. Познакомились они ещё в 1939 году в Московском театре миниатюр, где Александр выступал с концертом. В тот момент оба еще состояли в браках, жили в разных городах, и их связь начиналась трудно. Менакер слал Марии телеграммы и получал в ответ ироничные, почти насмешливые послания. Когда она в шутку попросила привезти сыр и чай, он тут же примчался. Но Миронова не выходила к нему из номера. Только когда он собрался уходить, она со смехом распахнула дверь. Эти ухаживания были одновременно мучительными и азартными: она проверяла его настойчивость, а он превращал каждое её «нет» в повод для нового жеста. В 1941 году в их семье появился сын Андрей.
Почему братья взяли фамилии своих матерей?
Братья от разных матерей с детства жили в разных городах: Кирилл в Ленинграде, Андрей в Москве. Их первая встреча состоялась в 1946 году: девятилетний Кирилл и пятилетний Андрей поехали в совместный отпуск с родителями. Они быстро нашли общий язык, и отношения между ними на всю жизнь остались тёплым, почти неафишируемым союзом двух талантливых людей. О родстве Кирилла Ласкари и Андрея Миронова многие не знали ещё и потому, что у оба носили разные фамилии – материнские. Хотя сначала оба были Менакер. Всё изменилось, когда пришло время получать паспорт.
В 1950-х годах в СССР быть евреем официально – значило, носить на себе ярлык. Этот ярлык мог испортить человеку всю жизнь, особенно, если тот мечтал поступить в вуз, связать свою судьбу со сценой, кино или балетом. Александр Менакер, зная реалии, дал совет сыновьям: взять фамилии матерей. Так Кирилл стал Ласкари, Андрей – Мироновым. Это было не вопросом гордости или конфликта, а самозащитой. Кирилл поступал в Академию русского балета имени Вагановой – место элитное, с высокой конкуренцией. Любая «неправильная» строчка в анкете могла перечеркнуть шансы. Андрей пошёл в Щукинское училище – и там тоже фамилия играла роль билета в будущее.
Почему одного брата страна знала в лицо, а другой был «в тени»?
Хотя братья были близки, их профессиональные пути не пересекались. Кирилл Ласкари выбрал строгий, дисциплинированный мир балета. Он стал солистом Малого театра оперы и балета в Ленинграде, затем хореографом, постановщиком, режиссёром. Работал в музыкальных театрах, сотрудничал с труппой Аркадия Райкина, ставил спектакли в опере и на телевидении, основал первый в СССР балет на льду. Автор книги «Двадцать третий пируэт», он оставался всегда за кулисами, как бы в тени своих творений, но был признан и уважаем в профессиональной среде.
А вот Андрей Миронов стал кумиром целой эпохи, которого в лицо знала вся страна. Его обаяние, природная музыкальность и актёрская пластика сделали его звездой театра и кино, которую любили миллионы. «Бриллиантовая рука», «Обыкновенное чудо», «Будьте моим мужем», «12 стульев», «Человек с бульвара Капуцинов»… Его экранные образы – обаятельные авантюристы, романтики, ироничные интеллектуалы – буквально вошли в народное сознание. Он был узнаваем на улицах, цитируем в быту и любим.
Два брата и одна женщина: как между братьями пролегла трещина
И всё же даже такие разные братья оказались в одной жизненной точке. Из-за женщины. Актриса Татьяна Егорова, с которой у Миронова были сложные отношения, однажды оказалась рядом с Кириллом. И вот как это произошло. У Андрея и Татьяны был продолжительный роман – яркий, противоречивый, с бурными чувствами и глубоким разочарованием. Она хотела семьи, он – нет. По её словам, Миронов прямо сказал: «Я не создан для брака». После этого она начала встречаться с его братом Кириллом Ласкари. Это был эмоциональный ответ: актриса не скрывала, что хотела отомстить Андрею, доказать, что может быть желанной для самого близкого ему человека.
Кирилл, по-видимому, не догадывался о подоплёке этой связи. Он всерьёз увлёкся Татьяной, не зная, что оказался в эпицентре личной драмы. Для Андрея же роман бывшей возлюбленной с родным братом стал болезненным ударом. Он воспринял его как предательство и прекратил общение с Кириллом. Впрочем, со временем родственные чувства победили. Насколько долго длился разлад между братьями, точно не известно, но они сумели восстановить связь.
Егорова спустя годы выпустила книгу воспоминаний, в которой назвала себя единственной настоящей любовью Миронова. Эти откровения вызвали неоднозначную реакцию: для кого-то это был честный рассказ недооценённой женщины, для других – попытка привлечь внимание за счёт громкого имени. Как бы то ни было, этот эпизод стал единственным публичным узлом в истории двух братьев, которые всю жизнь старались беречь личное от чужих глаз.
Почему Кирилл Ласкари не рассказывал, что его брат – Андрей Миронов?
Нет, спор из-за женщины тут ни при чём. И дело вовсе не в скрытой зависти. Да, Андрей был звездным актёром, но и сам Кирилл был признанным мастером в своей среде. Его высоко ценили и уважали коллеги. И всё же он сознательно не афишировал родство с всенародно любимым братом. Он понимал: слава Миронова настолько масштабна, что любая попытка обозначить себя рядом будет воспринята как «пиар за чужой счёт». Кирилл не хотел быть «братом того самого Миронова» – он был самостоятельной творческой личностью и дорожил своей идентичностью.
Вторая причина – личная скромность. Ласкари вообще избегал публичности: не давал громких интервью, не появлялся в светских хрониках, не обсуждал личное. Свою роль сыграла и братская деликатность. Их связь была глубоко личной: они общались, поддерживали друг друга, встречались при первой возможности. Когда Андрей приезжал в Ленинград, то останавливался у Кирилла. Когда Кирилл бывал в Москве, то жил у брата. Это были отношения, которые не нуждались в подтверждении на публике. Это была не скрытность, а форма внутренней культуры – не делать из родства шоу, а сохранить в нём тишину и достоинство.
Когда 46-лений Андрей Миронов умер в 1987 году прямо на сцене от кровоизлияния в мозг, Кириллу был 51 год. Он тяжело пережил потерю. Позже продолжал работать, писал книги, ставил спектакли. У него появился сын – Кирилл-младший, ныне телеведущий и литератор. Сам Ласкари ушёл из жизни в 2009-ом, ему было 73 года.
Самые интересные книги из статьи:
- «Андрей Миронов и его женщины… И мама», Андрей Шляхов
- «Девять женщин Андрея Миронова», Фёдор Раззаков
- «Советские актёры», Ирина Кравченко
- «Андрей Миронов: баловень судьбы», Фёдор Раззаков
- «Андрей Миронов», Андрей Шляхов
- «Самые красивые пары советского кино», Фёдор Раззаков
Читайте наши материалы о Миронове: