Найти в Дзене

Крест эпохи Ивана Грозного

Ранее неизвестный древний выносной крест был приобретен Музеем имени Андрея Рублева в 2020 году у частного лица. Памятник поступил в тяжелом состоянии, со следами антикварной реставрации и нарушением целостности деревянной конструкции - соединения горизонтальной и вертикальной частей, а также некоторые составные элементы были подвижны, а на поверхности было большое количество фрагментов поздних слоев и следов непрофессионального вмешательства в авторскую первоначальную живопись. Крест – главный символ христианства. Напоминающий о Распятии и Воскресении Иисуса Христа, он знаменует победу над смертью и грехом. Маленькие нательные крестики носили на груди, большие памятные кресты ставили в честь знаменательных событий, обетные воздвигали по обещанию на дорогах и в самых разных местах. Двусторонние кресты на длинном древке, установленные в алтарной части храма, за престолом, получили наименование запрестольных. Их выносили при торжественных процессиях, крестных ходах. Выносные кресты, отл

Ранее неизвестный древний выносной крест был приобретен Музеем имени Андрея Рублева в 2020 году у частного лица. Памятник поступил в тяжелом состоянии, со следами антикварной реставрации и нарушением целостности деревянной конструкции - соединения горизонтальной и вертикальной частей, а также некоторые составные элементы были подвижны, а на поверхности было большое количество фрагментов поздних слоев и следов непрофессионального вмешательства в авторскую первоначальную живопись.

КРЕСТ ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ ВЫНОСНОЙ. Вторая четверть – середина XVI века. Вологда. Дерево, темпера. 117,5 × 67,5 × 2,5 см (размер крестовой части – 67,5 × 67,5 × 2,5 см). Лицевая сторона. Собрание Музея им. Андрея Рублева
КРЕСТ ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ ВЫНОСНОЙ. Вторая четверть – середина XVI века. Вологда. Дерево, темпера. 117,5 × 67,5 × 2,5 см (размер крестовой части – 67,5 × 67,5 × 2,5 см). Лицевая сторона. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Крест – главный символ христианства. Напоминающий о Распятии и Воскресении Иисуса Христа, он знаменует победу над смертью и грехом. Маленькие нательные крестики носили на груди, большие памятные кресты ставили в честь знаменательных событий, обетные воздвигали по обещанию на дорогах и в самых разных местах. Двусторонние кресты на длинном древке, установленные в алтарной части храма, за престолом, получили наименование запрестольных. Их выносили при торжественных процессиях, крестных ходах.

Выносные кресты, отличительными признаками которых являются увеличенный размер и длинная рукоять, упоминаются во многих старинных описях древнерусских монастырей и храмов. Однако, до нашего времени дошли лишь немногие из них. Особенности бытования, вынос на крестные ходы при любых погодных условиях приводили к неоднократным поновлениям, переделкам и утратам. Кресты, выполненные до XVII века, представляют исключительную редкость.

КРЕСТ ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ ВЫНОСНОЙ. Вторая четверть – середина XVI века. Вологда.Дерево, темпера. 117,5 × 67,5 × 2,5 см (размер крестовой части – 67,5 × 67,5 × 2,5 см). Оборотная сторона. Собрание Музея им. Андрея Рублева
КРЕСТ ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ ВЫНОСНОЙ. Вторая четверть – середина XVI века. Вологда.Дерево, темпера. 117,5 × 67,5 × 2,5 см (размер крестовой части – 67,5 × 67,5 × 2,5 см). Оборотная сторона. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Древний выносной крест – недавно отреставрированный памятник 16 века – впервые будет представлен в Музее на камерной выставке «Процессионный крест XVI века. Итоги реставрации». Благодаря проведенной научной реставрации раскрыта его уникальная живопись, анализ художественных и стилистических особенностей которой позволяет прояснить время и место его создания.

В медальоне в центре креста – изображение Спаса Нерукотворного, к которому в молении обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча. На обороте – святители Николай Чудотворец, Афанасий Великий, пророк Илия, великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Выбор святых обусловлен надеждой на защиту небесных покровителей от различных бед, стихийных разрушений и моровых поветрий. Крест, предназначенный для церковных шествий, имел, прежде всего, значение победного и «охранительного» символа. В правление царя Ивана Грозного обычаи церковных процессий получили особенное развитие. По постановлению Стоглавого собора 1551 года недельные крестные ходы городских соборов стали совершать во всех русских городах.

СРЕТЕНИЕ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ. Фрагмент. Первая половина XVII века. Москва (?). Дерево, темпера; 92 × 79 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева
СРЕТЕНИЕ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ. Фрагмент. Первая половина XVII века. Москва (?). Дерево, темпера; 92 × 79 см. Собрание Музея им.Андрея Рублева

Изучение художественных особенностей живописи креста из собрания Музея им. Андрея Рублева позволило установить, что он был создан в XVI веке в Вологде. К этому времени город достиг столь значительного расцвета, что царь Иван Грозный думал сделать его новой столицей.

Ждём вас на выставке с 14 августа до 14 сентября в Музее им.Андрея Рублева.

Адрес Музея имени Андрея Рублева: Москва, Андроньевская пл., 10 (м. Римская, Площадь Ильича). Часы работы - на сайте музея.

___

Спасибо за лайки, репосты и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!