Геополитика — это уже не только украинский конфликт. В последние месяцы Трамп взял курс на противодействие тем, кто, как он говорит, пытается ослабить доллар. А кто хочет ослабить доллар? Это не только Россия, это Китай как основной оппонент для Вашингтона. Поэтому Китай не может сдать свои позиции в отношении украинского конфликта под нажимом США.
Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал профессор МГИМО МИД России, глава отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
Россия больше "не считает себя связанной самоограничениями на развертывание ракет средней и меньшей дальности (РСМД)", а "условия для сохранения этого моратория исчезли", заявил МИД России.
- Дмитрий Александрович, какие ответные шаги может предпринять Запад?
- Речь не идет об ответных мерах. Мы поддерживали мораторий после того, как договор прекратил свое действие после выхода из него США. Это демонстрировало нашу готовность избежать дальнейшей военно-политической эскалации украинского конфликта по линии Россия-Запад.
Теперь Россия делает последнее предупреждение Штатам. То есть мы будем готовы размещать эти ракеты, если США расширят географию размещения своих ракет на европейскую территорию. Поэтому я бы рассматривал это не как перспективу следующих шагов со стороны России, а как, учитывая значимость Китая в этой истории, последнее "китайское" предупреждение США и НАТО.
Мы поняли, что США вбросили шар и без ответа со стороны Москвы он остаться не мог. Это была или попытка США прощупать ответные меры со стороны Москвы, или наоборот, отправная точка для размещения ракетных комплексов США в Европе.
- Спецпосланник Стив Уиткофф собирается в ближайшее время совершить визит в Россию на фоне очередного ультиматума Трампа России и ее партнерам. Что он привезет: новые угрозы или предложения по урегулированию ситуации?
- Не думаю, что он привезет новые условия ультиматума. Вашингтону нужно каким-то образом сохранить лицо. Уже не один комментарий был дан, в том числе и официальными лицами, и они понимают, что Россия на шантаж и давление ни в коем случае не поддастся.
У Уиткоффа сложная задача. С одной стороны, сохранить лицо, понимая, что США оказались в очень сложной ситуации, не просчитывая последствий ультиматума. С другой стороны, надо попытаться о чем-то договориться с Москвой о чем-то, что было бы для нее интересным. Подобные договоренности могли бы позволить Вашингтону дать задний ход.
- Ранее глава МИД КНР Ван И заявлял, что Китай не может позволить России проиграть на Украине. Насколько сильно позиция Пекина влияет на ход переговорного процесса вокруг Украины?
- Позиция Китая оказывает серьезное влияние на политический процесс вокруг конфликта и урегулирования. С самого начала Китай заявил о своих инициативах по урегулированию и от этой позиции не отказывается. С другой стороны, в Китае понимают, что речь не об Украине, а о серьезных геополитических столкновениях на фоне эскалации по линии уже не Россия – Запад, а Запад-не-Запад.
Геополитика — это уже не только украинский конфликт. В последние месяцы Трамп взял курс на противодействие тем, кто, как он говорит, пытается ослабить доллар. А кто хочет ослабить доллар? Это не только Россия, это Китай как основной оппонент для Вашингтона. Поэтому Китай не может сдать свои позиции в отношении украинского конфликта под нажимом США. Речь для Пекина идет не об украинском урегулировании, а о более серьезных стратегических вопросах. Дать слабину в украинском вопросе значило бы для Китая ослабить свои стратегические ориентиры по самому широкому кругу вопросов национальной безопасности КНР.
- Эксперты сейчас говорят о том, что Трамп или окончательно перешел, или крайне близок к тому, чтобы окончательно встать на позицию, которую занимала администрация Байдена по украинскому вопросу. Согласитесь ли вы с такой точкой зрения?
- Судить об этом крайне сложно. Несмотря на всю видимую разницу между Байденом и Трампом, у них много общего. Когда Байден пришел после первого срока Трампа, я говорил, что он с удовольствием воспользуется той работой, которую сделал Трамп на европейском направлении. Так и произошло, несмотря на то, что Байден принес и свою повестку.
После рокировки наступило время Трампа. Он может не только воевать с Байденом, но и воспользоваться его наследием, в ситуации, когда он заказывает музыку в этом трансатлантическом концерте. Он и дирижирует этим концертом.
Конечно, это будет уже его решение, насколько он готов пойти на конфронтацию с Россией и другими странами, насколько он к этому готов стратегически, отказавшись от прежней позиции, связанной с тем, что европейцы здесь должны вносить свой собственный вклад.
Думаю, что Трамп вряд ли уйдет с прежней платформы по очень многим причинам. Во-первых, это ослабило бы позиции, которые он занял в отношении Европы. Во-вторых, это привело бы к серьезнейшей эскалации между Россией и США с перспективой разрастания кризисных факторов в отношениях между США и Китаем и к тому, что так волнует США и НАТО, а именно развитие стратегического партнерства между Китаем и Россией.
О других аспектах политики США Грег Вайнер: Если Путин "подарит" Трампу перемирие с Украиной, встреча в Китае станет трехсторонней
Денис Рудометов