Найти в Дзене
АрхФотоРоман

Архитектура. Профессионализм или эстетика?

Колокольня храма во имя св. вмц. Екатерины Николо-Рогожской старообрядческой общины в доме И.И.Карасёва В наше время, когда искусство в своих привычных формах претерпевает значительные мутации и трансформации (особенно конечно страдает музыка), последняя надежда возлагается на архитектуру. Не знаю, как точнее выразиться, но неправильно построенный дом или забор при своем обрушении чреват уголовным наказанием тем, кто их утвердил и построил. Вернёмся к музыке, здесь ответственность за низкое качество в написанной гармонии, в тексте настолько размыто и зачастую современная песня является исключительно предметом быстрой продажи. К чему я это все. У меня вопрос, могу ли я, не являясь профессионалом и не имея претензий к профпригодности касательно архитектуры или строительной инженерии оценивать ту или иную постройку, или реставрацию, основываясь исключительно на личных эстетических ощущениях и вкусе? Колокольня на Бауманской улице, на мой взгляд именно тот случай, когда реставрация нужн

Колокольня храма во имя св. вмц. Екатерины Николо-Рогожской старообрядческой общины в доме И.И.Карасёва

В наше время, когда искусство в своих привычных формах претерпевает значительные мутации и трансформации (особенно конечно страдает музыка), последняя надежда возлагается на архитектуру. Не знаю, как точнее выразиться, но неправильно построенный дом или забор при своем обрушении чреват уголовным наказанием тем, кто их утвердил и построил. Вернёмся к музыке, здесь ответственность за низкое качество в написанной гармонии, в тексте настолько размыто и зачастую современная песня является исключительно предметом быстрой продажи.

-2

-3

К чему я это все. У меня вопрос, могу ли я, не являясь профессионалом и не имея претензий к профпригодности касательно архитектуры или строительной инженерии оценивать ту или иную постройку, или реставрацию, основываясь исключительно на личных эстетических ощущениях и вкусе?

-4

Колокольня на Бауманской улице, на мой взгляд именно тот случай, когда реставрация нужна исключительно по причине аварийности постройки. У меня есть фотографии с 2021 года и фотографии сделанные буквально на днях.

2021
2021

2025
2025

История колокольни:

Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX–начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением, сегодняшнее состояние которого вызывает серьезные опасения.

Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.

В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом. Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище.

-7

Выше я указал на свой дилетантский уровень знаний в области архитектуры и единственным способом оценивать тот или иной архитектурный объект является насмотренность и эстетические притязания. Дурные и безвкусные эти притязания - вопрос. Вкусовщина? Ещё один вопрос. И вот как раз на примере этой колокольни, кажется что прибегнув к такому экспрессивному марафету, в процессе реставрации удалось достичь необходимого для документации лоска и чистоты. А вот историю, энергию, жизнь и боль зданию вернуть не смогли.

-8

Повторюсь третий раз, я очень сильно допускаю, что ошибаюсь и путаю свои иллюзии и фантазии с реальностью и с реальными возможностями.

-9

Спасибо большое, что дочитали до конца! Согласны ли вы со мной или нет, пишите в комментариях. До встречи!