Из гвардии в казаки
Мне, выросшему на советской литературе, приходится переучиваться называть генерала Мамонтова Мамантовым. Ну что ж, неплохой способ приучить себя – написать небольшой биографический очерк.
Константин Константинович Мамантов родился 16 (28) октября 1869 года в Санкт-Петербурге. Отец – офицер лейб-гвардии Кирасирского полка. Это аристократия хотя и не самого высокого полета, но вполне себе с давними дворянскими корнями.
Вслед за отцом Константин пошел по кавалерийской стезе. В 1888 году окончил Николаевский кадетский корпус, а через два года Николаевское кавалерийское училище. Далее – корнет лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.
Даже по гвардейским меркам Мамантов отличался чрезмерной чувствительностью к вопросам чести. Соответственно, участвовал в ряде дуэлей. За одну из дуэлей в 1893 году Константин был переведен из гвардии в армейские поручики (драгунский Харьковский полк). В наследство от гвардии Мамантову остались только роскошные усы.
Долго ли коротко ли, а в 1899 году Константин Мамантов в чине подъесаула оказался в 3-м Донском казачьем Ермака Тимофеевича полку. Так вот и стал русский дворянин донским казаком. Именно в этом качестве он и вошел в историю Гражданской войны.
В 1904 году есаул Мамантов подал прошение о переводе в Маньчжурию. Прошение удовлетворили, и Константин Константинович отправляется на войну с Японией.
Воюя в отряде Мищенко, Мамантов заслужил: ордена Святой Анны IV-й степени, Святого Станислава III-й степени с мечами и бантом и II-й степени с мечами, Святой Анны III-й степени с мечами. По итогам войны Константин Константинович произведен в чин войскового старшины.
В межвоенный период Мамантов переводится в Москву, в 1-й Донской полк. Женится на баронессе фон Штемпель. Вращается в высшем свете.
К началу войны с Германией Мамантов командует 19-м Донским полком. Став генерал-майором, принял бригаду. В течение войны получил два ордена Святого Владимира.
В разгар войны Константин Константинович потерял жену, оставшись с восьмилетней дочерью на руках. И через год «увел» жену у однополчанина. То есть женился вторично на Екатерине Сысоевой, дочери московского биржевика.
Начало борьбы
Распад старой армии, октябрьские события в Петрограде перечеркнули возможность возврата к прежней жизни. Уже бывший столичный дворянин связывает судьбу с Доном – местом предполагаемого порядка и спокойствия посреди революционных бурь. Мамантовы перебираются в Новочеркасск.
Однако уже самый конец 1917 года на Дону выдался бурным. Каледин и немногие его сторонники попытались организовать казаков для борьбы с большевиками. Мамантов принялся формировать партизанский отряд из казаков своей бригады. Времени на формирование оставалось мало, сделать много не успели. Партизан выдавили с Дона. В конце февраля 1918 года группа (около 1700) казаков под командой генерал-майора Попова ушла в Степной поход.
Одним из отрядов в группе командовал Константин Мамантов. С ним, между прочим, ушла и жена, позже получившая знак «За Степной поход».
Как представитель русского офицерства и не «природный» казак, Мамантов выступал за совместный поход с Добровольческой армией на Кубань. Но его мнение потонуло в многоголосии сторонников ухода в Сальские степи. Мамантов не стал интриговать и подчинился.
Уже в марте 1918 года казаки под командой Мамантова вступили в бои с красногвардейцами. Между прочим, ими уже тогда командовали в будущем известные Будённый и Думенко.
Весь март и начало апреля прошли в боях. Наконец, в группу Попова пришло известие о восстании на Дону. Пора возвращаться. Степные партизаны повернули домой и уже в мае Новочеркасск был очищен от сторонников Советской власти.
В боях за Царицын
Мамантов со своим отрядом повернул на территорию 2-го Донского округа. Здесь его отряд стал зародышем образования практически полноценного корпуса. В мае численность казаков отряда достигала 10 тысяч.
Мамантов зарекомендовал себя как настоящий казачий вождь. И вот извольте, вскоре его произвели в почетные казаки. Теперь его уже никак не скинуть со счетов.
В июле 1918 года отряд Мамантова переформировали в 4-ю войсковую группу: свыше 12 тысяч человек при 28 орудиях. С ней-то он и пошел на советский Царицын. Начались долгие изнурительные бои.
Всего Донская армия предприняла три наступления на Царицын: в августе, сентябре-октябре 1918 года и в январе-феврале 1919 года. Первый натиск был почти импровизацией, налетом с ходу. Красные отразили этот удар и сами перешли в контрнаступление.
Во время второго наступления казакам удалось ворваться в пригороды Царицына. Именно к этому наступлению относится история с артиллерийским кулаком красных и с ударом в тыл казакам красной «Стальной» дивизии Жлобы. В результате красные вновь отбросили противника от «Красного Вердена».
Донской Атаман Краснов писал:
«Два раза казачьи части генерала Мамантова подходили к Царицыну, занимали уже Сарепту, и оба раза принуждены были отходить. Не было тяжелой артиллерии, чтобы парировать огонь Царицынских батарей, мало было сил, чтобы преодолеть и взять опутанную проволокой и весьма пересеченную оврагами Царицынскую позицию».
После поражения Германии в Первой мировой тот же Краснов предпринимает третью отчаянную попытку наступления на Царицын. Это его последняя ставка. Проведена тотальная мобилизация, численность атакующих группировок доведена до максимума. Кстати, тут и сам Мамантов получил от Донского правительства чин генерал-лейтенанта.
И вновь бойцы Мамантова смогли вплотную подойти к Царицыну. Сильные морозы, рейд по мамантовским тылам конницы Будённого, отступление казаков на соседних участках, прорыв красными «Северного фронта» – всё это привело к неудаче третьего наступления на Царицын.
В результате неудач Красном ушел с поста Атамана, а Донская армия влилась в Вооруженные Силы Юга России под командой Деникина.
В рядах ВСЮР
Весной-летом 1919 года проходила реорганизация частей Донской армии. В результате нее в июле 1919 года Мамантов стал командиром 4-го Донского корпуса.
Впрочем, не стоит думать, что с февраля по июль Мамантов был не у дел. Например, в мае-июне 1919 года он совершил рейд для соединения с восставшими верхне-донскими казаками.
Тем временем Царицыном овладела армия Врангеля. А командование Донской армии задумало широкомасштабный рейд по глубоким тылам красных. Для этого рейда предназначался корпус генерала Мамантова (9 тысяч человек).
Рейд проходил 10 августа – 19 сентября 1919 года, то есть в разгар наступления ВСЮР на Москву. До сих пор рейд вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, налицо явный успех – захват (на краткое время) ряда городов в тылу у красных, разгром гарнизонов, складов, отвлечение красных сил на погоню за конным корпусом.
С другой стороны, казаков и Мамантова обвиняли и обвиняют в чрезмерном увлечении грабежами в ущерб боевым задачам. В частности, Деникин считал, что Мамантов должен был «искать не добычи, а разгрома живой силы противника, что, несомненно, вызвало бы новый крупный перелом в ходе операции». Врангель о казаках отзывался еще жестче:
«Я считал действия генерала Мамантова не только неудачными, но явно преступными. Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, все время уклоняясь от столкновений».
В то же время красные (например, Егоров) оценивали рейд как опасный и принесший белым определенные дивиденды. Комплементарно отзывался о Мамантове и Будённый:
«Я считал Мамантова наиболее способным кавалерийским командиром из всех командиров конных корпусов армий Краснова и Деникина. Его решения в большинстве своем были грамотные и дерзкие. При действии против нашей пехоты он, умело используя подвижность своей конницы, добивался значительных успехов».
Осенью 1919 года Мамантов возглавил конную группу из своего корпуса и корпуса Шкуро. Красные как раз начали свое контрнаступление против Деникина. Конница Мамантова и Шкуро потерпела поражение от Будённого, потеряла Воронеж и начала отступление. Попытки контрударов ни к чему не привели. Мамантов указывал на усталость казаков, на измотанность конского состава.
На пост командующего Добровольческой армией назначили Врангеля. Тот поставил условием отстранение Мамантова. Константин Константинович подал рапорт о болезни и покинул корпус. Командующий Донской армией Сидорин всё-таки смог добиться восстановления Мамантова в должности.
Вся эта возня определенно пошла не на пользу общему делу. Организовать эффективную оборону Ростова и Новочеркасска не удалось. Белые отошли за Дон. Разумеется, не только вследствие скандала с Мамантовым. Но этот эпизод характеризует обстановку в белом лагере перед лицом масштабных неудач.
В боях за Доном мамантовцы еще нанесли ряд поражений красным. Но это уже не решало общего исхода борьбы.
В январе 1920 года генерал-лейтенант Мамантов заболел тифом и 1 февраля скончался.
------
Все материалы рубрики Гражданская война в России: