Найти в Дзене

Бобруйск еврейский. Синагога.

Как я уже упоминал в своей первой статье о Бобруйске, этот город, наравне с украинским Бердичевом, всегда ассоциировался для меня с евреями. Казалось бы, давно прошли те времена, когда основное население в них составляли иудеи, однако память человеческая - странная вещь, что-то забывается быстро, а что-то продолжает жить в виде штампов и стереотипов. Хотя Бобруйск и носит неофициальный титул еврейской столицы Беларуси, однако, согласно данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи», проведенной в 1897 году, даже тогда он был по доле еврейского населения всего лишь на шестнадцатом месте среди населённых пунктов этой страны в её современных границах. На тот момент она составляла 60,4%, всего в Бобруйске проживало 34 336 человек, и 20 760 из них — иудейского вероисповедания, хотя сами бобруйчане шутят, что половину всего населения в те времена составляли евреи, а другую половину — еврейки. Самый высокий показатель — в 1910 году, тогда, если верить Википедии, 61% процентов

Как я уже упоминал в своей первой статье о Бобруйске, этот город, наравне с украинским Бердичевом, всегда ассоциировался для меня с евреями. Казалось бы, давно прошли те времена, когда основное население в них составляли иудеи, однако память человеческая - странная вещь, что-то забывается быстро, а что-то продолжает жить в виде штампов и стереотипов.

Хотя Бобруйск и носит неофициальный титул еврейской столицы Беларуси, однако, согласно данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи», проведенной в 1897 году, даже тогда он был по доле еврейского населения всего лишь на шестнадцатом месте среди населённых пунктов этой страны в её современных границах. На тот момент она составляла 60,4%, всего в Бобруйске проживало 34 336 человек, и 20 760 из них — иудейского вероисповедания, хотя сами бобруйчане шутят, что половину всего населения в те времена составляли евреи, а другую половину — еврейки.

Самый высокий показатель — в 1910 году, тогда, если верить Википедии, 61% процентов населения составляли евреи, а дальше события XX века внесли свои, порой страшные, коррективы. Столетие спустя еврейское население города - всего 0,2-0,25% от общего количества жителей.

В прошлом Бобруйск называли городом сорока синагог, на сегодняшний же день действующая - всего одна.

Действующая синагога Бобруйска. Фото из личного архива автора.
Действующая синагога Бобруйска. Фото из личного архива автора.

Когда-то это было красивое здание, выстроенное на границе XVIII и XIX веков, но, как и многие другие религиозные сооружения Российской империи, пострадало после революции, когда в 1937 году там был устроен склад, а во время войны оно вообще сгорело.

Восстанавливать синагогу начали в 1946 году, но после ремонта здание молитвенным домом так и не стало, окончательно иудейской общине его вернули только в 1990 году, а в 2002-ом началась очередная реставрация, которая продолжается и сегодня.

Действующая синагога Бобруйска. Фото из личного архива автора.
Действующая синагога Бобруйска. Фото из личного архива автора.

А дальше будет немного о нашей внезапной экскурсии. Внезапной потому, что мы просто хотели зайти, посмотреть, но какая-то женщина, я даже не знаю ни её имени, ни статуса, вдруг решила нам не только показать синагогу изнутри, но даже немного рассказала о некоторых традициях и принципах иудаизма.

В прошлом году, когда мы были в Калининграде, и заходили обедать в столовую, расположенную в здании синагоги, там нас тоже приглашали на импровизированную экскурсию, только тогда у нас не было на это времени, а в этот раз думали просто походить внутри, и не ожидали, что спонтанно вот так вот получится не только посмотреть, но и послушать.

Человек я хоть и крещёный в православии, однако скорее отношу себя к агностикам, нежели к верующим, но тем не менее о православии и о католицизме знаний у меня побольше, чем об иудаизме, возможно, именно поэтому кое о чём из того, что увидел, я сейчас даже толком и не смогу рассказать.

Естественно, есть вещи, о которых мы все знаем или, по крайней мере, слышали о них, и одним из таких предметов, я думаю, является мезуза, футляр, прикрепляемый к косяку двери, со свитком пергамента внутри, на котором написана молитва. Видели же, наверное, как евреи, входя в помещение и прикоснувшись к дверному косяку, потом целуют свои пальцы? Вот так раз к мезузе они и прикасаются.

Из предметов на следующих фотографиях с уверенностью могу назвать только символ Ковчега Завета - синий шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Двенадцать круглых барельефов по обе стороны от дверей шкафа - эмблемы двенадцати колен Израилевых.

Мужская половина, в которую нас пригласили зайти, представляет собой как будто бы читальный зал библиотеки: столы со стульями, вдоль стены - книжные шкафы. Здесь, как я понял, не только изучают Тору и молятся, но и просто общаются между собой.

Мужская половина синагоги. Фото из личного архива автора.
Мужская половина синагоги. Фото из личного архива автора.

Там нам показали рукописный свиток Торы, Тору в печатном варианте и ещё одну книгу, о которой я, признаться, раньше даже не слышал, — сидур, то бишь молитвенник.

Книги иудаизма. Фото из личного архива автора.
Книги иудаизма. Фото из личного архива автора.

Предмет интерьера с фотографии ниже не скажу, как называется, зато теперь знаю, как отличить ортодоксального еврея от хасида. У ортодокса должны быть пейсы, а хасиды носят шляпы такого вида, как эти две, что на фото. Если я не прав, то моей вины в том нет, как мне рассказали, так и я вам передал.

Предмет интерьера, названия которого я не запомнил. Фото из личного архива автора.
Предмет интерьера, названия которого я не запомнил. Фото из личного архива автора.

Дама, которая провела для нас экскурсию, просила её в процессе не фотографировать, но общую фотографию на фоне Ковчега Завета предложила сделать сама.

Отказываться мы не стали.

В конце экскурсии. Фото племянницы автора.
В конце экскурсии. Фото племянницы автора.

А после синагоги мы посетили мемориал "Еврейский дворик", читайте об этом здесь:

Кому-то, возможно, данная статья покажется не очень информативной, но уж не обессудьте, что запомнил из всего, что нам рассказали, то запомнил.

И напоследок: попрошу воздержаться от комментариев, в которых будет выражена неприязнь к евреям как нации или иудаизму как религии, а если такие комментарии всё-таки появятся, то я буду вынужден их удалить.