Баренцево море - один из самых высокопродуктивных районов рыболовства в Северо-Западном секторе Арктики. Промысел трески, пикши, окуня, зубаток, камбалы, мойвы, креветки, крабов и других видов ведут здесь не одно столетие в основном рыбаки России и Норвегии. К тому же оба соседних государства являются единственными совладельцами всего Баренцева моря, как и его разнообразных запасов морских живых ресурсов.
За годы совместного использования рыбных ресурсов Баренцева моря и прежде всего трески и пикши, создана в послевоенный период на научной основе модель их управления и рациональной эксплуатации. Она включает в себя и распределение ресурсов между двумя соседними государствами с учётом их исторического вылова.
Эта система оправдала себя на практике не только в годы холодной войны и колебаний рыбных запасов под влиянием природных и других факторов, что позволила рыбакам России и Норвегии вести эффективный промысел по всему Баренцевому морю. Осуществляется он по единым правилам рыболовства, обязательным для всех, и под национальным контролем соответствующих государственных органов, которые тесно сотрудничают между собой.
Такое управление едиными запасами морских живых ресурсов Баренцева моря, согласованного двумя соседними государствами, базируется на основе соответствующих межправительственных Соглашений 1975 и 1976 годов, которые действуют и по настоящее время.
Более того именно эти Соглашения 1975 и 1976 годов вошли составной и неотъемлемой частью основополагающего межгосударственного Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года (далее по тексту Договор 2010 года; пояснение автора).
Линия разграничения по Договору 2010 года следует от побережий двух стран и идёт далее в северном направлении протяжённостью около 1700 км или 916 миль. Эта одна из самых протяжённых линий разграничения морских пространств в мире. Она устанавливает, по существу морскую границу между двумя государствами, разделив между ними, как 200-мильные исключительные экономические зоны, как и континентальный шельф в Баренцевом море.
По существу, по данному Договору от 2010 года Россия досталась восточная часть - самая холодная - порой покрытая в зимний период льдами, что не позволяет здесь вести круглогодичный промысел трески и пикши нашим флотом в отличие от западной части Баренцева моря. В этом морском районе, который в отношении рыболовства отошёл к Норвегии, промысел можно вести круглогодично.
Больше статей на сайте:
Такое неравноценное разграничение произошло в результате уступки российской стороной норвежской стороне ряда морских районов общей площадью, по оценкам ряда экспертов, не менее 155- 175 кв.км, что по площади равно более чем двум территориям Ленинградской области. Данное разграничение вызвало в то время резкие протесты со стороны рыбаков Северного бассейна. К тому же положения Договора 2010 года «разрушают» западную границу Полярных владений России, установленную ещё в 1926 году и являющуюся действующей на момент заключения Договора 2010 года.
Карта границы Норвегии и России в Баренцевом море. Составитель: В.Зиланов
Самого же инициатора заключения такого несбалансированного Договора 2010 года с российской стороны, а им был тогда Президент РФ Д.А. Медведев, рыбаки символично нарекли титулом «Президент полу баренцевоморский».
Подробный анализ положений Договора 2010 года и его влияние на отечественное рыболовство был изложен в книге, изданной в Мурманске в 2012 году, под наименованием «Баренцевоморская ошибка президента». В последующем эта книга в сокращённом варианте была переведена в Норвегии под названием «Mister Russland Arktis?» («Не теряет ли Россия Арктику?») и опубликована издательством «Видарфорлагет» в Осло.
Несмотря на всё это Договор 2010 года был ратифицирован Государственной Думой РФ усилиями всего одной фракции - «Единой России». Все остальные фракции – КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР голосовали против его ратификации. Это весьма настораживающий показатель для такого знакового Договора 2010 года, каким он является.
Между тем парламент (Стортинг) Норвегии ратифицировал Договор 2010 года почти единогласно. За это голосовали как члены Стортинга от коалиционной правящей партии, так и от оппозиционных партий. При этом они дружно ещё и отмечали особые достижения в этом норвежских дипломатов, которые по-существу, «переиграли» российских дипломатов.
После обмена между сторонами соответствующими нотами о ратификации Договора 2010 года он вступил в силу 7 июля 2011 года и действует вот уже 14 лет.
Вмести с тем объекты рыболовства и прежде всего, такие как треска и пикша, морских границ установленных людьми в Баренцевом море, как и в других морях, не признают. Для них, линия разграничения пусть и под таким высоким наименованием как межгосударственный Договор 2010 года, не имеет никакого значения. Они мигрируют-перемещаются согласно своим биологическим ритмам по всему Баренцевому морю – то в норвежской западной зоне, то в российской восточной зоне. Это и побуждает рыбаков двух соседних стран находить разумные соответствующие решения по их рациональному использованию.
В этих непростых условиях Россия и Норвегия с тем, чтобы избежать рыболовной конфронтации, нашли всё же хрупкое компромиссное решение.
Суть его состояла в сохранении неизменности Соглашений 1975 и 1976 годов и той системы управления рыбными запасами, оправдавшей себя на практике посредством осуществления промысла рыболовными судами обеих сторон по всему Баренцевому морю по единым правилам рыболовства и под национальным контролем.
Именно это и было закреплено в Приложении I, касающегося отношений сторон в области рыболовства, в Договоре 2010 года, что позволило осуществлять промысел обеим сторонам по всему Баренцевому морю. Все возникающие вопросы практического характера всегда находили решения между Норвегией и Россией в открытом доброжелательном их обсуждении на двусторонней основе.
К сожалению, эта традиция с присоединением Норвегии к санкциям, объявленным ЕС в связи с событиями на Украине, ушла в прошлое. Санкции в отношении России начали вводиться Норвегией и в области рыболовства. Так ещё в 2022 году были введены ограничения на заходы российских рыболовных судов в порты Норвегии за исключением портов Трумсё, Ботсфьорд и Киркенес. В последующем был запрещён в портах Ботсфьорд и Киркенес сход на берег экипажам российских судов. На ряде норвежских верфей идёт задержание и ограничение ремонта российских рыболовных судов, которые осуществляются по ранее заключённым контрактам.
В дополнении к этому на днях норвежские власти предприняли очередной беспрецедентный шаг за всю новейшую более чем 30-летнию историю взаимных отношений в области рыболовства. Ими принято решение по соображениям «безопасности» запретить судам двух частных рыбодобывающих компаний Северного бассейна (г. Мурманск) «МурманСиФуд» и «НОРЭБО» вести промысел в западной части Баренцева моря, находящегося под юрисдикцией Норвегии.
Этим шагом норвежские власти не только нарушают ряд положения межправительственных Соглашений 1975 и 1976 годов, но и ставят под сомнения свою способность следовать букве и духу межгосударственного Договора 2010 года по разграничению.
На это последовала своевременная реакция МИД России, куда был, недавно приглашён временный поверенный в делах Норвегии и которому была вручена соответствующая нота протеста. В ней в частности подчёркнуто:«Указанные недружественные меры являются грубым нарушением двусторонних договорённостей в сфере рыболовства, подрывающим многолетнюю эффективную систему управления и регулирования промыслом совместных запасов рыбы в Баренцевом и Норвежском морях»,
И далее российские дипломатами делается вполне обоснованный вывод, что такие действия «…ставят под угрозу дальнейшую рациональную эксплуатацию морских биологических ресурсов в Северной Атлантике», и российская сторона в этих условиях примет «необходимые меры по защите интересов отечественного рыболовства».
В свою очередь на недружественный шаг Норвегии отреагировал и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, который не исключил введение «…запрета на вылов норвежским судам в российской экономзоне». Вместе с тем, руководитель Росрыболовства, всё же надеется на урегулирование данного конфликта в ходе, планируемой на этой неделе заседания «Российско-Норвежской смешанной Комиссии по рыболовству» (СРНК). Безусловно, к этому надо стремиться.
Вместе с тем, настораживает то, что норвежская сторона последовательно наращивает давление на российскую сторону именно в области взаимных отношений в области рыболовства, чего не было в прошлом даже в период холодной войны и периодически возникающей тогда «шпиономании».
Не исключено, что определённые норвежские круги преследуют цель спровоцировать Россию на такие шаги, которые создадут конфликтную ситуацию в Баренцевом море вплоть да создания условий возникновения здесь «тресковой войны» между двумя соседними странами, да ещё и совладельцами совместных запасов трески и пикши.
Кому это выгодно прежде всего? Норвежским и российским рыбакам? Нет, такой подход не отвечает как краткосрочным, так и долгосрочным интересам рыбаков двух соседних стран.
А вот интересам ЕС и Великобритании это вполне отвечает. Их давняя мечта - разрушить двусторонние отношения между Россией и Норвегией, прибрать к своим рукам запасы трески и пикши и навязать Норвегии «свои услуги в области рыболовства» в западной части Баренцева моря, включая морской район, подпадающей под Договор о Шпицбергене.
В эти условиях, наша задача - твёрдо противостоять этой тенденции и не только посредством нот протеста и увещеванию типа «Ребята, давайте жить дружно», но и быть готовыми отстаивать свои рыболовные интересы в Северо-Западной Арктике всеми имеющими у нас средствами.
Автор: Зиланов Вячеслав