Найти в Дзене

Музеи мира: Галерея Уффици. Роскошное собрание искусства Возрождения

Добрый день, уважаемые читатели! Здание, которое когда-то являло собой символ власти Медичи, сегодня – галерея Уффици, хранящая роскошное собрание, в которое входят и лучшие картины Боттичелли. История Уффици берет свое начало в 1559 году, когда Козимо I де Медичи принял решение о строительстве величественного здания, предназначавшегося для размещения всех административных служб Флоренции под одной крышей. Было публично заявлено, что строительство здания ведется для «удобства горожан», хотя очевидно, что данный проект был призван, в первую очередь, укрепить авторитет рода Медичи. Название «Уффици» («Офисы») указывает на первоначальное предназначение постройки. Козимо поручил роль архитектора Джорджо Вазари, дав ему карт-бланш на снос ветхих кварталов близ площади делла Синьория. Обломки снесенных каменных домов было велено использовать в качестве строительного материала. Работы шли стремительно, но ни Козимо, ни Вазари не дождались завершения строительства. Завершение комплекса Уффиц
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Здание, которое когда-то являло собой символ власти Медичи, сегодня – галерея Уффици, хранящая роскошное собрание, в которое входят и лучшие картины Боттичелли.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

История Уффици берет свое начало в 1559 году, когда Козимо I де Медичи принял решение о строительстве величественного здания, предназначавшегося для размещения всех административных служб Флоренции под одной крышей.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Было публично заявлено, что строительство здания ведется для «удобства горожан», хотя очевидно, что данный проект был призван, в первую очередь, укрепить авторитет рода Медичи. Название «Уффици» («Офисы») указывает на первоначальное предназначение постройки.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Козимо поручил роль архитектора Джорджо Вазари, дав ему карт-бланш на снос ветхих кварталов близ площади делла Синьория. Обломки снесенных каменных домов было велено использовать в качестве строительного материала. Работы шли стремительно, но ни Козимо, ни Вазари не дождались завершения строительства.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Завершение комплекса Уффици датируется 1580 годом: здание протянулось в форме буквы U, обращенное узким фасадом к реке. Конструкция не была полностью новаторской, интегрировав в себя фрагменты ранних построек.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Над интерьером Уффици трудились известные художники, среди которых были Аллори, Бицелли и Пьерони. Над лоджией деи Ланци разбили подвесной сад, а на втором этаже устроили театр.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Собрание галереи

Основу музейной коллекции составляют произведения искусства, приобретенные или заказанные членами семьи Медичи. Например, Фердинандо I приобрел Венеру Медичи, ставшую самым известным экспонатом в коллекции скульптур галереи Уффици.

Венера Медичи в галерее Уффици, Флоренция
Венера Медичи в галерее Уффици, Флоренция

Он же распорядился перевезти сюда сокровища со своей римской виллы. Фердинандо II пополнил собрание картинной коллекцией, полученной в наследство. Кардинал Леопольдо также внес вклад в создание музея, подарив ему выдающуюся коллекцию рисунков и автопортретов. В 1737 году, после кончины последнего из Медичи, все эти богатства стали принадлежать городу Флоренции.

Сандро Боттичелли, Аллегория силы, 1472
Сандро Боттичелли, Аллегория силы, 1472
Сандро Боттичелли, Благовещение Честелло, 1489-1490
Сандро Боттичелли, Благовещение Честелло, 1489-1490

В восемнадцатом столетии Галерея Уффици стала открытым музеем для публики. В 1730-х годах научное сообщество подготовило детальный, в 10 томах, каталог художественных ценностей, хранившихся в галерее. В 1769 году назначили первого руководителя музея. Новая администрация активно стремилась к объединению разрозненных шедевров, принадлежавших роду Медичи, которые были рассредоточены по различным виллам.

Иоганн Цоффани, Трибуна галереи, 1772-1777
Иоганн Цоффани, Трибуна галереи, 1772-1777

Писательница мадам де Сталь, посетившая галерею в 1807 году, зафиксировала: "Во Флоренции отношение к искусству крайне демократично. Статуи и картины доступны для осмотра в любое время. Обученные и финансируемые государством служители всегда готовы оказать содействие и предоставить информацию о заинтересовавшем произведении".

Паоло Уччелло, Битва при Сан-Романо, 1436-1440
Паоло Уччелло, Битва при Сан-Романо, 1436-1440

К этому моменту большинство работ Боттичелли уже находилось в Уффици. Первоначально его полотна экспонировались в помещениях с десятого по четырнадцатое, в настоящее время объединенных в один выставочный зал. Ранее на этом месте располагался театр Медичи. После его закрытия здесь проводились судебные заседания.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

За свою историю Уффици пережила немало потрясений. Серьезное испытание выпало на ее долю во время вторжения Наполеона в Италию. Не обошлось без потерь и в годы Второй мировой войны, когда галерея пострадала от фашистов. Самым трагическим событием последних лет стал террористический акт, унесший жизни пятерых человек и повредивший само здание.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Однако, это не мешает галерее Уффици развиваться. В 1988 году, после переезда Государственного архива, ранее занимавшего часть помещений галереи, на новое место, Уффици получила в распоряжение весь первый и второй этажи, втрое увеличив выставочные площади.

Аньоло Бронзино, Портрет Элеоноры ди Толедо с сыном Джованни де Медичи, 1544-1545
Аньоло Бронзино, Портрет Элеоноры ди Толедо с сыном Джованни де Медичи, 1544-1545

Архитектор

Джорджо Вазари (1511-1574) обладал множеством талантов, выделявших его среди современников.

Джорджо Вазари, Автопортрет
Джорджо Вазари, Автопортрет

Он вполне заслуженно может быть причислен к знаковым фигурам Ренессанса. Современники видели в Вазари художника и зодчего, а для нас он предстает, прежде всего, как выдающийся литератор и историк. Опубликованные в 1550 году "Жизнеописания наиболее известных художников" до сих пор служат ценнейшим источником информации по истории ранней итальянской живописи.

Титульный лист второго издания "Жизнеописаний наиболее известных художников"
Титульный лист второго издания "Жизнеописаний наиболее известных художников"

Живописные работы самого Вазари не демонстрировали выдающихся качеств и сейчас почти преданы забвению. Лучшими из сохранившихся произведений Вазари считаются его фрески, украшающие Палаццо делла Канчеллерия в Риме. Его архитектурные замыслы воплощены в галерее Уффици. Кроме того, он возвел для себя роскошный дом в Ареццо, где теперь располагается музей Вазари.

Коридор Вазари
Коридор Вазари

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: