Найти в Дзене
Аксакал

Пермь. Водный транспорт. Как всё начиналось

Для жителей большого города, возле которого протекает полноводная и широкая река, нет ничего удивительного в том, чтобы использовать эту самую реку в перевозках по воде. Как грузовых, так и пассажирских. Первыми стали осваивать Каму новгородские купцы. Следом за ними после покорения Новгорода пришли московские войска, присоединившие Пермь Великую к Московскому государству. Освоение шло сверху вниз по Каме, в обход Казанского ханства. После взятия Иваном Грозным Казани был открыт сквозной проход по Каме. Ее транспортное значение существенно увеличилось. По Каме перевозили пушнину, соль из Усолья и Соликамска, а затем и металлы – медь и железо. Солепромышленники Строгановы получили грамоту на владение обширными землями по Каме и её притокам, после чего начали её транспортное использование. О вотчине Строгановых в Ильинском написан отдельный цикл статей, а ознакомиться можно перейдя по ссылке: Река использовалась и для транспортировки древесины, путём сплава по течению плотов. Надо отд

Для жителей большого города, возле которого протекает полноводная и широкая река, нет ничего удивительного в том, чтобы использовать эту самую реку в перевозках по воде. Как грузовых, так и пассажирских.

Первыми стали осваивать Каму новгородские купцы. Следом за ними после покорения Новгорода пришли московские войска, присоединившие Пермь Великую к Московскому государству. Освоение шло сверху вниз по Каме, в обход Казанского ханства. После взятия Иваном Грозным Казани был открыт сквозной проход по Каме. Ее транспортное значение существенно увеличилось.

По Каме перевозили пушнину, соль из Усолья и Соликамска, а затем и металлы – медь и железо. Солепромышленники Строгановы получили грамоту на владение обширными землями по Каме и её притокам, после чего начали её транспортное использование.

О вотчине Строгановых в Ильинском написан отдельный цикл статей, а ознакомиться можно перейдя по ссылке:

Фото из архива
Фото из архива

Река использовалась и для транспортировки древесины, путём сплава по течению плотов.

Надо отдать должное - сплав леса плотами по рекам был распространён, а в средине 20 века в стране зафиксировали самый громадный плот на Каме возле Перми - длиной 450 метров.

В зависимости от целей по Каме ходили суда различных размеров (по современной терминологии разного водоизмещения). Это были ботики, лодки, неводчики, насады, струги, дощаники, барки. Большой струг перевозил 500-700кг. груза, а насад и дощаник – до полутора тонн. Для перевозки соли суда строились с использованием деревянных гвоздей, чтобы на соль не попадала ржавчина.

В качестве тяговой силы использовали бурлаков, которые против течения реки тянули суда на бичеве. Впряженные лямками в судно, бурлаки шли по отлогой части берега, вдоль кромки воды - по "бичевнику". Эти места вдоль побережья запрещено было застраивать. Возможно с той поры осталось в обиходе слово "БИЧ", которое иногда полушутя расшифровывали -"бывший интеллигентный человек".

Первые пароходы на Каме появились в в 1817 году. Это были колёсные пароходы на паровой тяге. Их изготовили умельцы на Пожевском чугуно-литейном заводе в селе Пожва.

Фото из архива
Фото из архива

Первый в Российской империи пароход с железным корпусом был построен в 1841 году на пермской земле в Суксуне заводчиками Демидовыми. Назывался он "Никита Демидов. Прежде всего пароход был предназначен для перевозки чугуна по Сылве, Каме и Волге.

Регулярное пароходное движение на Каме началось с 1846 года, когда было создано “Пермское пароходное общество”. При этом пассажирские пароходы до начала 70-х годов XIX века строились без второй палубы и без крыши, так что сажа и искры из труб летели прямо на пассажиров, прожигая им шляпы и платья.

Регулярное пассажирское сообщение на Каме открылось в 1855 году, Пароходы ходили по маршруту Пермь-Нижний Новгород. На суднах размещались каюты I и II класса, пассажиры III класса перевозились на открытой палубе.

К началу революционных событий 1917 года в Перми существовало 36 различных пароходных компаний, по реке плавали около 500 пароходов, принадлежавших этим компаниям.

Фото из архива
Фото из архива

Появились целые династии пароходчиков: Каменские, Любимовы, Мешков, Кашина. Конкуренция среди пароходных компаний была очень серьёзная.

В советский период был пик как грузовых, так и пассажирских перевозок. Отдалённые районы города были соединены маршрутами пригородных судов, которые назывались "Трамвайчик". Можно было без проблем из центра города, где был построен помпезный Речной вокзал, можно было попасть и в Закамск и на Гайву и в Верхнюю Курью.

Фото из архива
Фото из архива

Здание Речного вокзала вообще отдельная тема.

Фото из архива Пермского края
Фото из архива Пермского края

Оно было построено в 30-е годы 20 века в духе сталинского ампира.

Один зал представлял из себя билетные кассы, второй - зал ожидания, в подвальном помещении располагались туалеты и камеры хранения. Одно крыло здания вокзала было отведено под гостиницу для транзитных пассажиров. Мне даже как-то довелось глянуть на эту гостиницу - чисто и вполне всё уютно.

На втором этаже здания Речного вокзала располагался ресторан. Кстати , попасть в него, было очень не просто. Помню студентами мы туда проникали и отрывались под песню "Белый теплоход".

Скоростные суда, типа "Ракета", "Метеор", "Восход" появлялись в Перми, начиная с 1960 года. Именно они обслуживали маршруты до Соликамска - вверх по Каме и до Набережных Челнов - вниз. А вот на круизные теплоходы продавались билеты не только туристам, но и обычным пассажирам, которые могли доплыть до любого пункта, где лайнер останавливался на стоянку.

К сожалению в начале 90-х годов прошлого века движение водного транспорта было признано не рентабельным .

Фото из архива Пермского края
Фото из архива Пермского края

Одна из последних "Ракет" была установлена на набережной у Речного вокзала. Одно время она использовалась, как музей "Камского речного пароходства". Затем продана коммерсантам, которые открыли внутри кафе "Чёрная акула".

Но и этой акуле не суждено было выжить. После пожара в 2008 году она была утилизирована.

Часть теплоходного парка, которое было собственностью пароходства распроданы, часть находятся на хранении на кладбище кораблей в Заозерье. Возможно ещё можно что-то восстановить, но это уже вопрос к специалистам. Как коренному жителю Перми , очень бы хотелось, чтобы снова по Каме носились скоростные суда на подводных крыльях.

А теперь улыбнёмся по теме:

-7

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал "Аксакал"