Найти в Дзене
Bespalov

Хроники похода на Приполярный Урал, день 2: Ледник Балбан и восхождение на Народную - путешествие в сердце Урала.

Утро у подножия древнего ледника.  Еще затемно наш лагерь начал оживать – предстоял долгий и насыщенный день. Аромат горячего чая и каши, сдержанный шепот туристов, проверяющих снаряжение – все это создавало особую атмосферу предвкушения. Мы знали: сегодня нам предстоит увидеть ледник Балбан, священное для манси место, и взойти на вершину Народной – высшую точку Уральских гор.   Когда первые лучи солнца осветили долину, мы уже шагали по тропе, ведущей к перевалу Каркар. Воздух был чист и прозрачен, а под ногами мягко шуршала карликовая береза, стелющаяся по каменистой тундре.   Ледник Балбан: величественный и ускользающий. Через несколько часов пути перед нами открылся ледник Балбан. Когда-то он был могучим языком льда, сползающим с гор, но теперь, увы, лишь бледная тень былого величия. Глобальное потепление неумолимо сокращает его размеры с каждым годом.   Мы остановились, пораженные контрастом: сверкающие на солнце ледяные гроты соседствовали с темными моренами – грудами камней, ос

Утро у подножия древнего ледника. 

Еще затемно наш лагерь начал оживать – предстоял долгий и насыщенный день. Аромат горячего чая и каши, сдержанный шепот туристов, проверяющих снаряжение – все это создавало особую атмосферу предвкушения. Мы знали: сегодня нам предстоит увидеть ледник Балбан, священное для манси место, и взойти на вершину Народной – высшую точку Уральских гор.  

Когда первые лучи солнца осветили долину, мы уже шагали по тропе, ведущей к перевалу Каркар. Воздух был чист и прозрачен, а под ногами мягко шуршала карликовая береза, стелющаяся по каменистой тундре.  

Ледник Балбан: величественный и ускользающий.

Через несколько часов пути перед нами открылся ледник Балбан. Когда-то он был могучим языком льда, сползающим с гор, но теперь, увы, лишь бледная тень былого величия. Глобальное потепление неумолимо сокращает его размеры с каждым годом.  

Ледник Балбан.
Ледник Балбан.

Мы остановились, пораженные контрастом: сверкающие на солнце ледяные гроты соседствовали с темными моренами – грудами камней, оставленных отступающим ледником. Местные манси верят, что эти места хранят древнюю силу, и, глядя на суровые скалы, обрамляющие ледник, понимаешь, почему здесь веками совершались обряды.  

Озеро Бублик – зеркало гор.

К полудню мы достигли озера Бублик– идеально круглого, будто вычерченного циркулем. Его воды, холодные и прозрачные, отражали окружающие вершины, создавая ощущение, будто мы стоим на краю двух миров – реального и отраженного.  

Лагерь на озере Бублик.
Лагерь на озере Бублик.

Разбив лагерь на берегу, мы быстро перекусили и, не теряя времени, начали готовиться к восхождению на Народную. Погода, до этого благосклонная, начала капризничать: солнце то пряталось за рваными облаками, то вновь пробивалось сквозь них, предупреждая о возможных сюрпризах.  

Восхождение на гору Народная.
Восхождение на гору Народная.

Путь к вершине: испытание стихиями.

Первая часть подъема прошла по снежникам – плотным участкам старого снега, еще не успевшего растаять даже летом. Затем тропа сменилась курумником – морем острых камней, которые приходилось преодолевать с осторожностью.  

Восхождение на гору Народная.
Восхождение на гору Народная.

Восхождение на гору Народная.
Восхождение на гору Народная.

С каждым метром высоты погода менялась стремительно: теплый ветер внезапно сменялся ледяными порывами, а тучи налетали так быстро, что мы едва успевали накидывать дождевики. Но все невзгоды окупились, когда на одном из привалов перед нами открылся вид на долину реки Манарага. 

Вид со склона г.Народная на г. Манарага.
Вид со склона г.Народная на г. Манарага.

Манарага – королева Урала лю

Вдали, окутанная дымкой, возвышалась гора Манарага – самая живописная вершина Приполярного Урала. Ее зубчатый гребень, напоминающий медвежью лапу, казался почти мифическим. Мы замерли, пораженные ее величием – именно ради таких моментов и стоит путешествовать.  

Вид на пик Народная.
Вид на пик Народная.

На вершине Урала.

Последний участок – подъем по хребту– потребовал собранности: ветер усиливался, а камни под ногами становились все более неустойчивыми. Но вот, после последнего рывка, мы стояли на вершине Народной (1895 м).

Вершина Г.Народная (1895м).
Вершина Г.Народная (1895м).

Ощущения невозможно передать словами. Казалось, весь Урал лежит у наших ног: бескрайняя тайга, извилистые реки, острые пики соседних гор. Мы молчали, потрясенные масштабом открывающейся панорамы. Лишь треск флага, установленного на вершине, нарушал тишину.  

Отдых на вершине. Ароматный чай.
Отдых на вершине. Ароматный чай.

Возвращение: закат и буря.

Спуск оказался не менее впечатляющим. Солнце, опускаясь к горизонту, окрасило склоны в золотые и багряные тона, а тени от облаков скользили по долинам, словно живые существа.  

Спуск.
Спуск.

Уже в лагере, за ужином, мы делились впечатлениями, смеялись и грелись у костра. Но природа приготовила нам последний сюрприз– ночью разразилась неистовая гроза.  

Молнии рассекали небо, гром грохотал, как артиллерийская канонада, а ветер яростно трепал палатку. Казалось, сами духи гор напоминали нам: человек здесь – лишь гость.  

Вид на озеро «Голубое».
Вид на озеро «Голубое».

Итоги дня:

Этот день подарил нам все, ради чего стоит путешествовать:  

- Тревожную красоту исчезающего ледника Балбан.

- Величественную панораму с вершины Народной.

- Яростную мощь уральской грозы.  

Завтра нас ждет новая легенда – гора Манарага. Но это уже следующая история...