Мы часто слышим о Дмитрии Маликове и его супруге Елене, но редко вспоминаем о человеке, заложившем фундамент этой творческой династии – его отце. Возможно , причина кроется в отсутствии скандальных историй и домыслов, ведь их жизнь, по сути, представляет собой пример крепкой и достойной семьи.
Истоки династии: Юрий Маликов
Юрий Фёдорович Маликов появился на свет 6 июля 1943 года в Ростовской области. Это было непростое время для страны, и будущее мальчика не сулило легких путей. Однако именно в этот период зародилась его любовь к музыке, привитая отцом, который научил Юру играть на гармошке. В школьные годы он уже организовывал трио, а затем, будучи студентом Подольского индустриального техникума, активно участвовал в духовом оркестре. На протяжении жизни Юрий Фёдорович освоил множество инструментов, но особое место в его сердце занял контрабас , игре на котором он обучался в вечерней музыкальной школе. Его музыкальное образование продолжилось в Московской государственной консерватории, где он окончил оркестровый факультет, после чего начал свою профессиональную деятельность в «Москонцерте».
Невидимая опора: Людмила Маликова
Когда речь заходит о династии Маликовых, в центре внимания обычно оказываются мужчины – Юрий Фёдорович и Дмитрий. Однако мы редко упоминаем о той, кто является негласной опорой этой семьи – Людмиле Маликовой. Отсутствие публичных интриг и скандалов делает её историю, на первый взгляд, менее привлекательной для широкой аудитории. Однако, если согласиться с утверждением , что жена – это «шея» для мужа-«головы», и именно на женской мудрости и способности сглаживать острые углы держится семья, то Людмила Маликова демонстрирует непревзойденное мастерство в сохранении домашнего очага: её брак с Юрием Маликовым насчитывает более 60 лет.
Людмила Вьюнкова родилась в Москве в апреле 1945 года. Её детство прошло в однокомнатной квартире на Дербеневской улице. После развода родителей она осталась жить с матерью. Людмила с юных лет проявляла увлечение танцами, и сразу после окончания хореографической школы её приняли в «Московский Мюзик-холл». Она выступала в известном хореографическом ансамбле «Радуга» , объездив с ним значительную часть мира.
Судьбоносная встреча и семейный выбор
Новый 1965 год стал переломным для Юрия Маликова. 5 января он впервые увидел 20-летнюю Людмилу и, по его собственным словам, «ослеп» от любви. В то время Юрий уже играл на контрабасе в оркестре, куда его пригласил главный дирижёр. Людмила была солисткой. Юрий начал расспрашивать о ней и, как он вспоминает, «покорил её контрабасом».
Людмила в тот период имела возможность выбирать кавалеров, и Юрий, на фоне других претендентов, выглядел менее выигрышно: у него были финансовые трудности, отсутствовали автомобиль и собственное жильё. Однако весной 1965 года , после свидания в кафе-мороженом, Маликов и Вьюнкова больше не расставались. Юрий не спешил с женитьбой, желая сначала приобрести автомобиль. К счастью, очередь на «Москвич» подошла быстро, и спустя полтора года пара сыграла свадьбу.
В 1970 году Юрий Маликов основал ВИА «Самоцветы» и предложил своей супруге стать ведущей концертов. Людмила оказалась перед выбором: собственная карьера или поддержка мужа. Она оставила Мюзик-холл, уступив уговорам Юрия. Изначально для неё в концертных программах «Самоцветов» даже был предусмотрен хореографический номер , но он оказался неудачным, и от этой идеи отказались. Финансовое положение молодой семьи было скромным. Юрий Маликов вспоминает, как Людмила расплакалась, увидев, что заработанный им гонорар был потрачен на 15 ящиков техники в период тотального дефицита.
В том же 1970 году родился их сын Дмитрий, и Людмила полностью посвятила себя ребёнку. Она никогда не выражала сожаления о своём выборе, променяв софиты и аплодисменты на заботу о малыше. В 1977 году родилась дочь Инна. После этого Людмила предприняла попытку вернуться в варьете, но в итоге окончательно выбрала семью, завершив свою профессиональную карьеру.
«Самоцветы» и вызовы времени
К 1975 году «Самоцветы» стали одним из самых популярных коллективов в СССР, во многом благодаря своему репертуару и поддержке комсомольских организаций. Песня «Мой адрес – Советский Союз» звучала повсюду. Юрий Маликов, некогда скромный провинциал, теперь возглавлял один из ведущих ансамблей. Однако общая идеологическая направленность Маликова вступила в противоречие с музыкальными предпочтениями участников ансамбля, которые увлекались рок-музыкой.
Идеологические разногласия привели к тому, что коллектив начал распадаться, музыканты покидали Юрия Маликова. Бари Алибасов, много лет спустя, вспоминал, что завидовал Маликову и даже радовался распаду его коллектива . «Бари, в те же семидесятые выступавший со своим «Интегралом», много лет спустя признался: «Когда видел тебя с твоими «Самоцветами», хотелось взять автомат и в вас пульнуть!» Мы-то собирали стадионы, а «Интеграл» выступал в небольших залах, рок-музыка ведь была под запретом», – рассказывал Юрий Фёдорович. Несмотря на карьерные трудности, Людмила не оставила мужа, продолжая поддерживать его и хранить домашний очаг.
Юрий Маликов быстро набрал новый состав после ухода первых музыкантов, обновил и переработал репертуар «Самоцветов». В этот состав вошли Владимир и Елена Пресняковы , что ознаменовало новый виток успеха. Позднее через коллектив прошли такие известные личности, как Глызин, Кузьмин, Барыкин, Добрынин. Малинина и Серова Юрий Фёдорович в своё время «отшил», отправив их доучиваться.
Годы шли, менялся политический строй, трансформировались нравственные устои общества. Деньги, мода, телевидение – всё претерпевало изменения. Но крепкая ячейка общества – семья Маликовых – выдержала все испытания.
Наследие и семейные ценности
Говоря о Маликовых, нельзя не отметить блестящую музыкальную карьеру их старшего сына Дмитрия. Родители активно поддерживали его творческий путь. Однако сам Юрий Фёдорович скромно оценивает свою роль в становлении таланта сына: «Правильная позиция, как мне кажется, когда папа с мамой не очень глубоко вникают в жизнь ребенка. Разве что подсказывают и направляют. Не помню, чтобы я ссорился с сыном или «нравоучал». Если мы с женой вдруг начинали его критиковать, Дима замыкался в себе».
Дмитрий рос хорошим, спокойным мальчиком, не уклонялся от музыкальных занятий и занимался спортом – летом играл в футбол, зимой в хоккей. Семья тогда жила на Преображенке в знаменитом доме композиторов, в небольшой двухкомнатной кооперативной квартире на первом этаже. Прямо над ними жил известный пианист Владимир Крайнев , чья игра постоянно наполняла их квартиру. На девятом этаже жила Элеонора Беляева, ведущая программы «Музыкальный киоск», а по соседству – Лариса Мондрус, чьи утренние распевки были хорошо слышны. В такой атмосфере, по словам Юрия Фёдоровича, невозможно было не заниматься музыкой.
В конце 1990-х годов Людмила Маликова некоторое время работала концертным директором своего сына. Информации об этом периоде её жизни немного, возможно, из-за непродолжительности этой деятельности и плотного графика Дмитрия как востребованного артиста.
Людмила Маликова, по всей видимости, не стремится к публичному вниманию. Возможно, она насытилась им в юности, когда гастролировала и фактически жила на сцене. Она не даёт интервью и не любит фотографироваться. Дочь Инна Маликова однажды сказала о ней:
«Она, конечно, у нас уникальная. Чтобы найти с ней даже одну фотографию, надо перелистать не одну тысячу. Всегда в тени, всегда за мужем, за детьми, но при этом всегда для всех нас на первом месте. Самая главная и невозможно любимая».
Внуки продолжают эту семейную историю. Из интервью Юрия Маликова «Каравану» в 2020 году мы узнаём:
«Каждый — с характером, неуемной энергией... Диме-младшему, сыну дочери, двадцать один, учился в Швейцарии, недавно вернулся в Москву. Хочется помочь ему с работой, дать удочку, чтобы мог ловить рыбу. Диминой Стефании — двадцать, осваивает международную журналистику, изучает три иностранных языка. Она очень изменилась за последние годы , повзрослела. Самый маленький у нас Маркуша. Услышал, что я называю Люсю ласковым прозвищем Сюня, и теперь едва завидит бабушку, кричит: «Сюня моя!»
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.