Корни экономических чудес иной раз лежат на поверхности. Они видны в обычном общении с людьми. В том, как эти люди относятся к делу и на что делают ставки.
Попалась мне недавно на глаза автобиографическая книга одного из основателей фирмы Sony. Его звали Акио Морита (1921-1999 гг.). В этой книге он рассказывает о своем пути в бизнесе и о том, как его детище прошло путь от мастерской по ремонту радиоаппаратуры до транснациональной корпорации.
Очень подробно описывает свои управленческие решения, показывает, как шаг за шагом они с напарником шли к своему успеху.
Попутно много места уделяет США и европейским странам, указывая их методы ведения бизнеса и управления, много говорит об особенностях японского менталитета, и, в числе прочего, почти мимоходом, упоминает о Китае и СССР.
Ему эти страны были мало интересны. А вот нам его описания могут быть очень даже интересны, потому что мы знаем продолжение ситуации. А Морита видел с какого старта все начиналось.
Он очень точно заметил особенности управления китайской и советской экономиками.
Речь идет о второй половине 1970-х годов.
В СССР - расцвет брежневского "застоя", в Китае - провал "большого скачка" Мао, и начало экономических реформ под руководством Дэн Сяопина (1904 - 1997 гг.). Именно эти реформы превратили Китай в мощнейшую экономику мира, явив то, что китайцы называют "особой формой социализма".
Китай в то время открылся миру, активно перенимал все, что казалось ценным, и делал это, ломая по ходу много дров - но не останавливался, не впадал в теоретизирование и болтовню, а ориентировался на практические результаты маневрируя по ходу процесса.
Книгу вы можете прочитать сами, я лишь отмечу моменты, которые мне показались весьма интересными. О психологии китайских и советских чиновников.
Итак.
Что Морита отметил в Китае.
- Встреча с Дэн Сяопином была исключительно деловой. Китайский лидер к ней хорошо подготовился и задал Морите очень много дотошных вопросов практического плана. О том, что способствовало быстрому росту и успеху компании Сони, и о том, какие предложения у Мориты возникли по модернизации Китая по результатам посещения китайских предприятий, на которые перед этим возили японского гостя.
- Дэн Сяопин больше слушал, чем говорил. Эмоций не проявлял. И после их встречи послал к Морите руководителей китайской электронной промышленности, для еще более въедливого и предметного разговора.
- Чиновники и специалисты Китая относились к идее модернизации с огромным энтузиазмом. Хотя часто перебарщивали и делали ошибки. Энтузиазм у них был, а плана и координации общей бурной деятельности не было.
В итоге Морита дал китайцам огромное количество практических ценных советов, которые, судя по всему, были взяты на вооружение. Взгляд со стороны, здравый смысл и огромный опыт гостя был использован на 500 процентов
***
Что Морита отметил в СССР.
Первое о чем сразу перед визитом предупредили Мориту знающие люди - взять с собой туалетную бумагу. СССР в мире был известен как страна тотального дефицита и примитивных условий жизни. Внутри страны он с этим не столкнулся, потому что его окружили максимальным комфортом и вниманием.
Общался он с Джерменом Гвишиани (1928 - 2003 гг.), зятем Косыгина, который был заместителем председателя Государственного комитета по науке и технике.
Гвишиани Морита вспоминает как человека дружелюбного, умного, умеющего себя вести в рамках западного этикета и часто выезжающего из страны.
Но что именно он вспоминает об их взаимодействии?
- Гвишиани устроил грузинское застолье в честь гостей, которое Морита деликатно оценил как "обильную крестьянскую еду".
- Возил его на советские заводы соответствующей направленности, и все, что показывал там, показывал как достижения. С гордостью. То есть, он всем был доволен и старался японского гостя впечатлить.
Морита же совершенно не впечатлился.
Он увидел свое - сильное технологическое отставание, грубые и неудобные инструменты, неэффективные технологии и низкое качество продукции. И - главную причину всего этого - безразличие к работе. И у рабочих и у руководителей.
- Один только раз у него спросили мнение, показав маленький топорный черно-белый телевизор, с которым планировали выходить на европейские рынки. И Морита честно сказал, что странно видеть такую некрасивую вещь в стране столь высокой культуры. Ну и все. Его сразили ответом "искусство не по нашей части" и на этом обсуждение завершилось.
Через пару лет Морита встретил Гвишиани на музыкальном фестивале в Европе (советский функционер был меломаном) и получил еще одно приглашение посетить СССР, но смысла в этом не увидел.
***
То есть видны два совершенно разных подхода к проблеме на уровне первых лиц государства.
Китайцы, получив визит известного инженера и бизнесмена, постарались выжать из него максимум пользы помимо контрактов. То есть Морита по сути дал им кучу ценных советов и по каждому отдельному производству и по ситуации в электронной промышленности в целом. Они понимали, что не тянут, энергично желали ситуацию изменить, и пользовались для этого любой возможностью - в частности, таким редким визитом первоклассного специалиста мирового уровня.
Советские же чиновники пытались гостя обаять, и под это дело получить контракт (не вышло). Они вообще не понимали и не видели технологического отставания советских электронных производств (военно-космическая сфера не в счет - там была жесткая конкуренция с американцами). В упор не видели имевшихся проблем, которые бросались в глаза вообще всему миру (вспомним туалетную бумагу). А между тем - странно, что человек, который регулярно бывал на западе и отвечал за науку и технику не в состоянии был реально оценить отставание страны и интересовался не европейскими заводами, а европейскими музыкальными фестивалями.
В общем - как-то так.
Этот психологический момент мне показался очень любопытным. Морита вообще на нем не акцентируется. Он довольно сухо и рассудочно описывает свои визиты, но картина предстает занимательная.
Морита, кстати, объясняет все подобные особенности наличием или отсутствием конкуренции. Он вообще именно свободную конкуренцию считал главным условием прогресса. Но это уже другая тема.
Дорогие читатели, каждая моя статья - это время и труд, которые Дзен почти перестал оплачивать. В создании статей я не пользуюсь, как сейчас стало модным, ИИ, потому что уважаю своих читателей. Поддержать продолжение ведения канала можно ЗДЕСЬ.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!