А приходилось ли вам когда-нибудь так ненавидеть персонажа на экране, что эта злость переносилась и на самого актёра? Ведь в советском кино было немало ролей, за которые зрители готовы были буквально «придушить» исполнителей...
Сегодня расскажу вам пять историй о том, как мастерство перевоплощения обернулось для актёров настоящим проклятьем.
Как роли злодеев, предателей и мерзавцев сделали их жизнь невыносимой...
И одна из этих историй закончилась особенно трагично — актёра хотели убить на улице за то, чего он никогда не совершал.
Александр Калягин — улыбчивый садист из «Варианта «Омега»
Помните Франца Маггиля из фильма «Вариант «Омега»? Этот обаятельный гестаповец с ангельской улыбкой и дьявольскими методами допроса буквально врезался в память зрителей.
Калягин сыграл «мясника» так убедительно, что долго не мог от него отделаться
Актёр специально пошёл сниматься в комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!» — чтобы смыть с себя этот мрачный образ.
— Я боялся, что персонаж станет частью меня, — признавался позже Александр Александрович.
Зрители долго с опаской смотрели на Калягина, вспоминая его садистскую улыбочку. Хорошо ещё, что народная любовь к актёру всё-таки победила...
Юрий Богатырёв — Ромашка-подлец из «Двух капитанов»
А вот Михаила Ромашова из «Двух капитанов» зрители не простили до сих пор! Юрий Богатырёв сыграл этого гнусного типа настолько убедительно, что многие потом не могли на него спокойно смотреть.
Ромашов — это классический подлец, готовый растоптать всех на пути к любимой девушке. Шантажирует, предаёт, бросает раненого друга, крадёт документы... Мерзавец редкостный!
— Ромашов вызывает ненависти гораздо больше, чем даже убийца Татаринов, — отмечали критики.
И правда: что-то в этом подлеце было особенно отвратительное. Возможно, именно его молодость и привлекательность делали предательство ещё более мерзким...
Олег Табаков — обаятельный Шелленберг
Олег Павлович в роли бригадефюрера СС Шелленберга из «17 мгновений весны» создал, пожалуй, самого обаятельного злодея в истории советского кино.
Умный, изворотливый, с тонким чувством юмора — таким получился руководитель немецкой разведки.
И Табаков сыграл его настолько точно, что родственники настоящего Шелленберга прислали актёру благодарственную открытку из Германии!
— Вы так точно передали дорогие нам черты Вальтера! — писали они.
Табаков страшно испугался этого письма — думал, КГБ заинтересуется... Но обошлось. Видимо, его растущая популярность защитила от неприятностей.
Хотя многие зрители потом с трудом воспринимали Олега Павловича в положительных ролях — слишком уж убедительным получился нацистский бригадефюрер...
Леонид Куравлёв — мастер подлецов
У Куравлёва была особая специализация — он умел играть таких мерзавцев, что зрители искренне их ненавидели. И каждый раз это был разный тип негодяя: то хитрый, то наглый, то подленький...
Секрет успеха? Леонид Вячеславович никогда не делал своих злодеев карикатурными. Они получались живыми, узнаваемыми — а потому особенно противными.
К счастью, народная любовь к самому Куравлёву была настолько велика, что роли мерзавцев не смогли её поколебать. Но некоторый осадок всё равно оставался...
А теперь — самая страшная история...
Но была одна роль, которая разрушила жизнь актёра полностью. Зрители ненавидели его так сильно, что готовы были собственными руками расправиться на улице.
На него кричали: «Предатель идёт!» — и это было не в театре, а в реальной жизни...
Вадим Спиридонов — актёр, которого хотели убить за роль
Федор Савельев из «Вечного зова» — вот имя, которое стало синонимом предательства для миллионов советских зрителей.
Вадим Спиридонов сыграл коллаборациониста настолько убедительно, что зрители не могли отделить актёра от персонажа.
В книге Анатолия Иванова Федор не был таким ярким злодеем — многое в образ привнёс сам Спиридонов, сделав его более реалистичным.
Слишком реалистичным...
На улицах Москвы фронтовики кричали ему вслед: «Предатель идёт, бей его!» Ветераны войны особенно ненавидели Спиридонова за измену Родине на экране. Для них не существовало разницы между актёром и ролью.
Журналисты постоянно спрашивали:
— Правда, что у вас было бандитское прошлое?
— Вы действительно сидели в тюрьме?
Слухи множились. Люди были уверены: раз так убедительно играет негодяя, значит, сам такой!
Спиридонов стал избегать публичности. Нервное напряжение нарастало...
А ведь в 1979 году за эту роль ему присудили Государственную премию СССР! Уникальный случай — актёра наградили за роль предателя Родины!
Но награда не спасла от народной ненависти.
7 декабря 1989 года Вадим Спиридонов умер во сне от острой сердечной недостаточности. Ему было всего 45 лет...
Незадолго до смерти он сказал жене:
— Сдохнуть бы скорей от этой жизни. Лучше умереть 7 декабря.
И умер именно в этот день. Словно не выдержал того груза ненависти, который взвалил на себя ради искусства...
Парадокс мастерства
Вот такие они — оборотная сторона таланта и цена убедительности. Чем лучше актёр играл злодея, тем больше ненависти на себя навлекал.
Советские зрители жили кино всем сердцем — и не умели отделять персонажа от исполнителя.
Для них Калягин был садистом, Богатырёв — подлецом, Табаков — нацистом, а Спиридонов — предателем.
Но самое трагичное — что именно эти роли стали вершинами актёрского мастерства. За них давали премии, их помнят до сих пор... Только вот цену за этот успех заплатили сами артисты.
И особенно горько, что один из них — Вадим Спиридонов — эту цену так и не смог выдержать...