Найти в Дзене

Не ждали, или Неожиданные повороты творчества Ильи Репина

Галина (1928–2014) и Валентин (1929–2001) Караваевы. «– Вот видишь, что значит не слушаться папу!». 1965

5 августа — день рождения Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Как-то я уже писал, что художника совершенно напрасно считают чуть ли не революционером — за его «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста» и другие тому подобные картины. И ещё более безосновательно считают идейным разоблачителем «ужасов» старой России, начиная с «Бурлаков на Волге» и заканчивая «Иваном Грозным и сыном его Иваном». На самом деле Репин — яркий пример художника, который писал на «модные» темы — именно то, что было у всех на устах и именно под таким углом зрения, как это было принято в современном ему мейнстриме. В этом, собственно, и заключался главный секрет его успеха... Искать какую-то «идейность» в его творчестве — пустое занятие.

Если кто-то сомневается, давайте взглянем на ряд его картин, изображающих революционеров.

-2

Арест пропагандиста. 1878

-3

Фрагмент

Это, конечно, «Арест пропагандиста». Художник умудрился написать так, что картина понравилась даже... императору Александру III. «Даже „Арест нигилиста» вытащили ему, — писал позже Репин, — рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно».

-4

Отказ от исповеди. (Современное постсоветское название — «Перед исповедью»). 1879—1885

Снова мы видим сильное, решительное лицо «нигилиста», которое невольно привлекает сочувствие стойкостью, уверенностью в своей правоте, даже на пороге гибели.

-5

Александр Семяшкин. Ленин в Третьяковской галерее рассматривает картину Ильи Репина «Отказ от исповеди». 1959

У Ильи Ефимовича есть ещё картина «Сходка».

-6

Сходка. (При свете лампы). 1883

Здесь таких нигилистов, как на двух предыдущих картинах — много! И такие же светлые, одухотворённые лица. Недаром изображённую сценку сравнивали с «тайной вечерей». Причём современники воспринимали картину однозначно — как изображение сходки цареубийц, обдумывающих замысел покушения на императора Александра II! Московский коллекционер Иван Цветков, в чьём особняке висела эта картина, не скрывая гордости, рассказывал, что его дом, будучи проездом в Первопрестольной, посетил сам император Николай II — нарочно, чтобы внимательно полюбоваться на этот репинский холст. Вот даже жаль, что Ильича, рассматривающего «Отказ от исповеди», живописцы изобразили, а последнего российского самодержца, который разглядывает, как считалось, лица цареубийц, причём своего родного дедушки, запечатлеть не догадались! :)

Но всё это тогда, повторим, был интеллигентский и даже отчасти дворянский мейнстрим. Клеймить злокозненных тиранов вроде царя Ивана Васильевича, любоваться бесстрашием и стойкостью цареубийц. А когда ветры подули в другую сторону, и вот именно такие цареубийцы с решительными лицами пришли к власти, а почти вся интеллигенция оказалась против? Тогда взгляд живописца моментально переменился. Тогда Илья Ефимович пишет картину «Большевики».

-7

Большевики. 1918

Произведение известно также под названиями «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка» и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб».

Но как же так? Куда делись те люди со светлыми лицами, которые «при свете лампы» проводили свою «тайную вечерю». Неужели они превратились вот в это? А так вообще бывает?..
Впрочем, надо отдать Репину должное — он, кажется, в глубине души догадывался, что тут его немного занесло. Он писал: «Этот сюжет я писал со слов очевидицы. Она уверяла, что видела сама эту сцену. Но у меня вышла карикатура на действительность, и я за неё извиняюсь».

В 1925 году при посещении Репина в Куоккале эту картину смотрел Корней Чуковский.

-8

Илья Репин и Корней Чуковский, Куоккала

Чуковский о посещении Репина в 1925-м: «Я заговорил о Русском Музее. — «Покуда Питер зовется Ленинградом, я не хочу ничего общего с этим городом». Я взглянул на стол и увидел «Новое время» Суворина с какими-то новогодними пожеланиями [великого князя] Николая Николаевича. — Вы читаете «Новое Время»? — Да, я получаю эту газету».

«Новое Время» — монархическо-черносотенная газета, которую дореволюционная интеллигенция презирала, поэтому Чуковского шокировало подобное чтение его старого друга Репина.

Чуковский: «Интересно, что сквозь эту толщу мещанского закоснелого старческого иногда проступает прежний Репин. Заговорили мы, например, о нынешней школе. Я сказал, что в этой школе много хорошего, — например, совместное воспитание.
— А что же это пишут, будто от этого совместного воспитания 12-летние девочки стали рожать.
— Но ведь вы, Илья Ефимович, сами знаете, что это вздор.
— Да, да, я всегда был сторонником совместного воспитания. Это дело очень хорошее.
Но эти прежние мысли живут в его голове отдельно, независимо от нововременских и не оказывают никакого влияния на его черносотенство. Например, он говорит: я был всегда противником преподавания в школе Закона Божия, и тут же ругает С[оветскую] В[ласть] за изъятие Зак[она] Б[ожия] из школьных программ».

Такие дела...
Что же касается творчества Репина, то оно до конца СССР оставалось эталонным и входило во все советские учебники...

-9

Виктор Говорков (1906—1974). Плакат. 1959 год

Советский плакат Виктора Говоркова: школьнику-пионеру, отличнику по рисованию, пению и музыке аплодируют со стены портреты Петра Чайковского, Ильи Репина и Фёдора Шаляпина. Второй и третий, заметим — оба эмигранты, так и не вернувшиеся в СССР. Но это не мешало ставить их в образец...