Найти в Дзене
ФотоЕдуДалеко

Ожерелье усадеб Подмосковья. Подольские усадьбы Плещеево и Воробьево.

Главный дом усадьбы Воробьево.
Главный дом усадьбы Воробьево.

Если опираться на исследования Андрея Борисовича Чижкова — исследователя состояния русских усадеб Центральной России, в Подольском районе Подмосковья на сей момент в разной степени сохранности имеется примерно 38 старинных усадеб. Дубровицы, Ивановское и Александрово-Щапово мы с вами уже посетили и осмотрели, сегодня у нас на очереди еще две – Плещеево и Воробьево.

Усадьба Плещеево вообще находится в самом Подольске, правда, в его промышленной части, так что путь к ней эстетически не очень впечатляет. Это дворянская усадьба на левом берегу реки Пахры — объект культурного наследия народов РФ регионального значения.

Ее адрес: посёлок Цемзавода, улица Плещеевская, дом 57. Честно говоря, объект почти в руинированном состоянии. Хотя история у усадьбы богатейшая и чрезвычайно интересная. И только ради этого взглянуть на нее стоит, к тому же по некоторым данным, здесь предполагается полная реставрация здания, так что его возродят.

Исторические корни усадьбы прослеживаются с XIV века, тогда она принадлежала черниговскому боярину Фёдору Бяконту, а затем его сыну Александру по прозвищу Плещей. Прозвищем этим его наградили из-за широкоплечей фигуры. А заодно и название усадьбы закрепилось — Плещеево.

В XVII веке эти земли перешли к боярам Морозовым, потом к Василию Петровичу Поспелову, что служил денщиком у Петра I. Тут уже появилось второе название поместья — Поспелово.

Далее – век девятнадцатый, усадьба уже во владении князей Черкасских. Князь Александр Черкасский в 1820 году заказывает у московского архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина проект усадьбы и строит главный дом в стиле классицизма, а также первый этаж людского флигеля.

Князь Александр Черкасский. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.
Князь Александр Черкасский. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.

Усадьба вообще много раз переходит из рук в руки – дальше с 1831 по 1881 годы она принадлежала богатой армянской семье Лазаревых (характерная армянская фамилия, правда?). Если углубиться в тему еще больше, то вопросы принадлежности к армянам растут еще сильней. Родоначальник семейства — Лазарь Назарович Лазарев. Этот несомненно достойный человек (без сарказма) который в 1747 году переселился из Исфахана (это в Иране) в Россию, первоначально обосновался в армянской колонии в Астрахани, а в 1758 году уже в Москве.

Лазарь Назарович Лазарев. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.
Лазарь Назарович Лазарев. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.

При них закончилось строительство второго этажа и кухонной пристройки к главному дому по проекту архитектора Дмитрия Андреевича Корицкого. Владели Лазаревы усадьбой 50 лет.

-4

Ну и последней владелицей усадьбы (наследники его продали) была Надежда Филаретовна фон Мекк — русская меценатка, вдова железнодорожного магната Карла Фёдоровича фон Мекка, хозяйка нескольких домов в Москве и подмосковной усадьбы Плещеево. Как и положено богатым людям, вилла в Ницце у нее тоже была.

Надежда Филаретовна фон Мекк. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.
Надежда Филаретовна фон Мекк. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.

После смерти мужа Надежда Филаретовна стала оказывать серьезную финансовую поддержку музыкантам — Николаю Рубинштейну, Клоду Дебюсси, Генрику Венявскому, братьям Владиславу и Генрику Пахульским.

Каюсь, кроме Дебюсси (Клод Дебюсси здесь преподавал музыку детям фон Мекк) ни ком из них не слышал, но вот о Чайковском слышали все. И с 1877 года госпожа фон Мекк начала оказывать поддержку Петру Ильичу Чайковскому, причем настолько серьезную (6 000 рублей в год), что он смог оставить профессуру в Московской консерватории, чтобы сосредоточиться исключительно на творчестве.

Окрестности усадьбы прямо-таки к тому творчеству располагали: Чайковский здесь закончил «Концертную фантазию», создал музыку к романсам «На нивы желтые нисходит тишина…» и «Не спрашивай», по просьбе одной парижской газеты написал третью сюиту, фортепьянною пьесу для альбома, издаваемого в пользу бедных музыкантов. В Плещееве у Чайковского было «…ощущение полного удовлетворения своих нравственных, умственных, материальных потребностей…».

-6

Умерла Надежда Филаретовна от туберкулёза в 1894 году в Ницце и была похоронена в семейном склепе на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. История семейства в России закончилась, когда в 1929 году был расстрелян её сын — Николай Карлович.

Не забыли адрес усадьбы – поселок Цемзавода? Так вот, в 1908 году потомки Надежды фон Мекк продали имение акционерному обществу по производству цемента. Завод был открыт в 1875 году около деревни Выползово (сейчас она находится в черте города Подольска). А в 1874 году компанией «Губонин, Пороховщиков и Ко» (Пётр Ионович Губонин, кстати, тот самый который построил курорт в Гурзуфе, железную дорогу в Крыму, вокзал в Симферополе и прочая, прочая…) для строительства цементной фабрики и кирпичного завода было построено здание цементной фабрики по проекту архитектора Августа Вебера.

Пётр Ионович Губонин. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.
Пётр Ионович Губонин. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.

Предприятие живо и здравствует до сих пор, это «Подольск-Цемент», завод специализируется на производстве цементных смесей и является старейшим предприятием цементной отрасли в России.

После прихода советской власти, усадьбу Плещеево постигла та же участь, что и большую часть купеческих и дворянских имений – именем революции она была разграблена, а затем приспособлена под хозяйственные и общественные нужды. В 1919 году в усадьбе располагалась детская трудовая колония, в которой содержались 50 несовершеннолетних. С 1925 года в усадебном доме был открыт туберкулёзный диспансер. Через год в доме надстроили второй этаж и открыли ночной санаторий на 30 коек. А с 1930-х годов в бывшем имении разместилось общежитие посёлка цементного завода. В годы войны здесь размещалась Подольская женская школа снайперов. Воздержусь от комментариев насчет «ДЕТСКОЙ!!! трудовой колонии», но вот «ночной санаторий» за гранью моего понимания…

Но, вернемся в усадьбу. Въезд изначально был украшен двумя парами каменных обелисков, на которых когда-то красовались чугунные львы. Львов сейчас нет, но пирамиды остались. Парк, к сожалению, тоже уничтожен, хотя фрагменты его сохранились: есть вековые липы, клёны и хвойные деревья.

-8

Двухэтажный главный дом выстроен в стиле классицизма. Сейчас, на главном фасаде отсутствует парный ризалит на два окна, предположительно, здесь располагался ещё один вход с лестничными маршами. Также срублены оконные обрамления с веерными очельями.

В 1820 годах рядом с усадебным домом был построен небольшой хозяйственный корпус в псевдоготическом стиле, корпус сохранился намного лучше, чем усадебный дом, но в 1992 году его перестроили под церковь Богоматери «Взыскание погибших».

-9

Внешне церковь выделена главкой. Подольская община РПЦЗ, возглавляется протоиереем Алексием Аверьяновым, которому в 1996 году РПЦ было запрещено проводить службы, но данный запрет этот служитель не признал. Находится Алексий Аверьянов в подчинении епископа Каннского Варнавы (оный епископ в 1992–1993 годах сотрудничал с одиозным обществом «Память», совместно с которым организовывал сомнительные акции, сопровождавшиеся широкой националистической пропагандой и священного сана был лишен). Последние несколько лет богослужения в храме не производятся так как, намечено восстановление усадебного комплекса, как культурного пространства.

Усадьба находится на балансе Подольского краеведческого музея.

В усадьбе идёт восстановление: здесь расчистили нижнюю террасу парка, готовятся площадки для концертов. По плану предполагается разбить возле главного дома пешеходные дорожки с клумбами, сделать веранду с видом на Пахру, как это было во времена фон Мекк.

От Подольска до усадьбы Воробьево около 25 километров по трассе. Небольшое расстояние - одна из причин посетить две эти усадьбы в одной экскурсии.

А не доезжая пару километров до усадьбы будет село Валищево, а в нем волшебной красоты Успенская церковь и грех здесь не остановиться.

-10

Появление ныне действующей церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе связано с соседним погостом Корытня. Из документов, хранившихся в храме, известно, что «…в 1627 г. на Корытинском погосте находилась Успенская церковь, которая была ветха и обвалилась…». Взамен ее в 1647 году построили новую деревянную церковь, которую опять же из-за ветхости в 1790 году заменили другой деревянной церковью. Ночью 27 декабря 1897 года сгорела и она. На этом месте в 1900 году возвели деревянную часовню. Это к размышлению для тех, кто любит направо и налево называть все, что не равняется по возрасту хижине Ноя новоделом. Большая часть существующих храмов (и не только храмов) построена на месте древних и ветхих. Или просто перестроена по какой-то причине.

-11

Изначальный проект новой каменной церкви был выполнен архитектором Леонидом Херсонским и утвержден в 1899 году, однако позднее был отвергнут. В конце концов, новый проект в феврале 1902 года выполнил архитектор Сергей Жаров. А завершено сооружение Успенской церкви было в 1920 году, что примечательно, уже при советской власти и в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, она была освящена. Но уже не на погосте Корытня, а в деревне Валищево.

В архитектурном плане строение представляло собой пятиглавую церковь с боковыми приделами, шатровой колокольней и являлось характерным образцом русского стиля. Фасады храма были декорированы элементами, в формах московской архитектуры XVII века.

-12
-13

Катаклизмов и бурь времен становления Советской власти храм не избежал - 6 мая 1922 года под предлогом помощи голодающим Поволжья из него изъяли все ценности. Но богослужения в церкви, тем не менее продолжались до конца 1937 года, когда были арестованы священник Михаил Троицкий и староста Сергей Кочетов. 21 апреля 1941 года Успенскую церковь таки закрыли. Потом территорию храма местный совхоз «Подольский» использовал в качестве скотного двора, а здание — в качестве склада и зернохранилища. Само собой, при этом была уничтожена значительная часть настенной живописи, покрытие глав церкви и иконостасы.

Вернулась прихожанам церковь осенью 1994 года, с этого момента начались регулярные богослужения и развернулись восстановительные работы. Храм был отреставрирован в 2010—2013 годах, а реставрационными работами руководили архитекторы А. А. Анисимов, Т. М. Беляева, М. А. Касаткин.

Ну и, собственно, мы добрались до усадьбы Воробьево. Стоит она на высоком берегу реки Рожайки, правого притока Пахры. В этом месте река круто петляет, создавая удивительное, живописное местоположение усадьбы.

-14

Название усадьбы происходит от древнего новгородско-тверского и московского боярского рода, но уже с 17 века резиденция бояр Воробьевых находилась в собственности других дворянских родов. В 1719 году, после смерти стольника М.П. Зиновьева имение поделили между собой его дочери, одна из которых была женой князя Бориса Юсупова, а другая - офицера Евграфа Татищева, сына того самого первого русского историка. Из переписи 1760 года известно о существовании на тот момент деревянного усадебного дома и сада с плодовыми деревьями при нем.

Дошедший до наших дней каменный усадебный дом был заложен в 1806 году Ростиславом Евграфовичем Татищевым.

Через 3 года он отдал его под архитектурно-оформительские работы. Основными изображениями и элементами декора в комнатах были романтические пейзажи, метафорические фигуры в росписи стен, потолков, сводов и плафонов. Есть даже имя архитектора - автора планов и фасадов Воробьевского дома, что не всегда случается. Звали его - Манврини. Предположительно, архитектор происходил из Швейцарии и входил в команду архитекторов под руководством Доменико Жилярди.

-15

Татищевы переехали в дом на постоянное жительство прямо перед самой Отечественной войной 1812 года. Архитектурной особенностью дома были 24 колонны, вписанные в переходы к флигелям, изначально галереи были открытыми. Ростислав Татищев позаимствовал идею этих переходов из соседнего Остафьево. Но, поскольку, дом стоял на открытой возвышенности, он был подвержен всем ветрам, дождям и снегопадам. Так что, переходные галереи наглухо закрыли, хотя и это не спасало толком хозяев и гостей от осенних холодов и зимних морозов. Несмотря на это, усадьба все же находилась в центре событий.

Для того времени это был маленький дворец. Была тщательно продумана планировка усадебного ансамбля, спроектированы аллеи и дорожки в парке, обустроены искусственные пруды. В здании была двухсветная гостиная с антресолями, здесь проходили балы и играли спектакли. Сами хозяева усадьбы постоянно проживали в левом флигеле, в правом был оборудован обеденный зал. Отдельно стоящая людская служила кухней.

-16
-17
-18

Домовой храм (ну какая-же усадьба без церкви) сначала предполагалось устроить в одном из покоев, но потом все же решили возвести отдельное здание. Его построили в центре усадьбы в 1886 году. Получилась небольшая каменная церковь в честь Сошествия Святого Духа, окруженная пихтами и кедрами. Строительство ее завершили в августе 1848 года, и в том же году храм был освящён протоиереем Василием Берёзкиным, настоятелем Троицкого собора в Подольске. Автором проекта храма с колокольней считается архитектор Михаил Быковский.

-19

-20

В советское время здание церкви использовалось в качестве водонапорной башни, для чего верхнюю часть ее разрушили. Позднее здесь был организованы склад, лыжная база и развлекательное заведение.

Богослужения возобновились с осени 1993 года и позднее были проведены восстановительные работы.

Восточнее храма были построены амбары, каретный ряд и кузница. Граф Сергей Шереметьев писал о странном факте: во время Отечественной войны 1812 года французы, захватившие имение почему-то не только не разорили усадьбу, но даже развесили по стенам новые картины, которые видимо натаскали из других усадеб. Может генерала какого поселили, может бал какой грандиозный собрались затеять, да так все и осталось. Сейчас судьба коллекции гравюр и картин неизвестна.

Еще из интересного - после свадьбы с князем Вяземским Елизавета Татищева часть своих крепостных выселила на Тульскую дорогу, основав деревню Климовку – так появился современный город Климовск. Последним владельцем усадьбы до революции, а точнее до 1917 года был ученый-электротехник М.А. Шателен - первый профессор электротехники в России.

М.А. Шателен. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.
М.А. Шателен. Изображение взято из открытых источников в информационных целях.

В советское время в здании главного дома была больница, сейчас похоже помещения разобрали под частные квартиры, а вокруг завели огородики. Здание выглядит сильно уставшим. И вообще, каких только чудес тут не увидишь, вот к примеру шторы из коллекции "Челябинск":

-22

На территории усадьбы действует дом отдыха "Лесные Поляны", существующий еще с советских времен. Но, жаль, когда такие места медленно ветшают и разрушаются, а ведь это и память, и история и ресурс для туризма, который мог бы приносить деньги в бюджет муниципалитета.

А пока всем приятных прогулок. Все фото мои, если в атрибутировании не указано иное. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказывать вам что-нибудь новенькое и интересное.

Подольск
2247 интересуются