И, вообще, хочется прикинуть выхлоп от предприятий с прибиванием щитов куда ни попадя. Я про походы, узко, к Царьграду, и, широко, на ромейскую территорию с целью не просто порезвиться и пограбить, а и улучшить контроль над торговыми путями, раздвинуть, так сказать, границы влияния собственной государственности. Для начала неплохо бы припомнить, а сколько их было-то походов этих? Богомерзкая, поганая википедия, коею измыслило семя диавольское, даёт с десяток примеров. Которые мы сейчас и рассмотрим.
1. Где-то в районе 800 года компилятор "Жития Стефана Сурожского" проживающий в XV веке, присмотревшись вглубь веков, заметил нападение на тогдашний Сурож, а теперешний Судак, "рати великой русской из Новаграда" во главе с неким Бравлином. Хочется спросить, ху из мистер Бравлин? Молчит житие.
Ладно, допустим то, что автор не силён был в археологии, и не знал, что Новгорода тогда не было. Оставим все эти условности и насладимся разграблением и увозом богатой добычи в логово напавших. Э, нет, как бы ни так. Бравлин привёл с собой кучу народа, чтобы уже награбленное вернуть, полностью нивелировав итоги похода. Если точнее, то его перекособочило у могилы святого от всего сделанного.
обратися лице его назадъ
И покуда он не крестился с боярами, и не вернул всё взад, не отпускало. Как отнеслись рядовые участники похода к его итогам не сообщается. Резюмируем. Пшик на выходе. Ни денег, ни политических дивидендов. Одно удовлетворение писателя от победы святого над язычником с последующим его перековыванием в своих.
2. Пришествие второе. Так и хочется написать, те же, но чуть позже. Теперь в свидетелях произошедшего некий ромейский "писатель". Точную дату события он упомянуть забыл, но дотошные исследователи дают примерную цифру, 830-й год. В этот раз Бравлин сотоварищи народ дикий и грубый, не носящий в себе никаких следов человеколюбия, догадался доехать к южному побережью Чёрного моря, и даже забрался в море Мраморное, изрядно пограбив и поубивав местное население. Затем, не желая марать руки о Константинополь, и, зная откуда-то о местночтимом св. Георгии Амастридском, добрался до искомой Амастриды, сейчас Амасра.
Где, в общих чертах, повторилась история, описанная выше. Особо рьяные принялись рыться в гробнице в поисках сокровищ.
Но, внезапно, почувствовали сильные позывы освободить пленных христиан и вернуть церковные ценности. Иначе "ничего другого не имели силы сделать, но только издавать звуки голоса". У меня стойкое ощущение того, что отечественный, более поздний, автор жития Стефана Сурожского обчитался жития Георгия Амастридского. В общем, и здесь джентльменов удачи постигла неудача.
3. А вот случай, принесший туристам с севера богатую добычу. 860 год. Есть даже точная дата, 18 июля. В этот день творческий коллектив Normannorum gentes, воспользовавшись отсутствием византийского императора с его центуриями, вломился в окрестности Константинополя общим числом транспортных средств от 200, до 360. Данные в источниках разнятся. Приезжие, искоса посматривая на неприступные стены, споро грабили окрестности и вязали расслабленных неожиданностью жителей. Некоторые съездили осмотреть недалёкие достопримечательности, как-то Принцевы острова, на которых сидели желанные, многим приехавшим, монахи.
К началу августа, не обнаружив какого-либо святого, которому можно было бы вернуть награбленное, а то и покреститься заодно, варвары так же неожиданно убыли. Патриарх Фотий, очевидец событий, в своей проповеди "О нашествии росов" прямо говорит, преувеличивая естественно, что варвары нахлынули толпой, без военачальника. На что Повесть Временных Лет, сдвигая событие на несколько лет, заявляет. Толпой руководили Аскольд и Дир. И, еле еле унесли они ноги благодаря маканию риз Богородицы в море самим патриархом и спешно прибывшим из командировки императором. Тут я склонен доверять самому Фотию, который сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Вполне себе удачный вик.
4. Поход князя Олега. 907 год. Самый распиаренный поход Руси к стенам Константинополя. Тут и прибивание щита к его воротам, и неспешное, а от этого более страшное, приближение к стенам города кораблей на колёсах, и паруса из златотканого шелка. Весь фарш, одним словом. Да, забыл. Несусветное количество танков кораблей. Аж целых две тысячи. И это не все желающие посмотреть пляжи южного Черноморья поместились. Половина ехала на лошадках вдоль берега.
Если верить Повести Временных Лет, а больше некому, никто не удосужился столь блестящий поход описать, так вот, если верить Повести, добыча была хороша, так ещё договорчик с ромеями подмахнули на выгодных условиях. В общем, всё здорово, если не считать того, что византийцы и коллективный Запад о проигрыше молчат в тряпочку. Ход событий подозрительно напоминает предыдущий курортный сезон со вставками из скандинавских саг, а договор местами повторяет договоры 944 и 971 года. Но мы не будем излишне подозрительны, и порадуемся богатой добыче и удачному возвращению домой.
Впереди у нас походы князя Игоря и далее. А на сегодня всё.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
можно в телеграмм
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С