Картина хранится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
«Поцелуйный обряд» (Пир у боярина Морозова), 1895 г. Константин Маковский
В традиции славян древней Руси поцелуйный обряд — это специальный ритуал чествования гостей, знак уважения. Как считают историки, этот обряд появился в России не ранее XVII века. Одни утверждают, что он был заимствован у иностранцев, другие же утверждают, что обряд уходит своими корнями в глубокую старину и имеет языческую основу.
Чтобы уважить особых гостей собирался богатый стол. После окончания трапезы выходила жена хозяина со своими дочерьми или девками (служанками). Жена хозяина для обряда надевала свои самые лучшие наряды и преподносила гостям чарку напитка.
Прикоснувшись губами к чарке, она давала его гостю. Если гостей было несколько, то хозяйка вновь уходила, переодевалась в другие одежды и выносила другую чарку второму гостю и так далее. После того, как гость принял чарку или кубок и испил из него, он должен был поцеловать жену хозяина в щеку, а также поцеловать дочерей хозяина.
Отсюда и пошло название — поцелуйный обряд. При поцелуе хозяйка должна оставаться полностью невозмутима. Если она покраснеет, на её щеках появится румянец, то муж может усомниться в её верности.
Этот удивительный и красивый обряд и изобразил на своей картине великий русский художник Константин Егорович Маковский. Масштабное полотно было написано на сюжет из повести А.К. Толстого «Князь Серебрянный».