Найти в Дзене
чайный домик

Боснийский кризис: репетиция перед мировой войной

Весной 1909 года Европа стояла на грани большой войны - и всё из-за небольшой балканской провинции, которую никто из великих держав толком не хотел, но все почему-то считали своей. Боснийский кризис 1908-1909 годов стал первой серьёзной проверкой на прочность хрупкого европейского мира - и, как оказалось, проваленной. К началу XX века Османская империя, некогда грозившаяся завоевать Вену, превратилась в "больного человека Европы" - так её прозвали в дипломатических кругах. Её провинции одна за другой откалывались, а великие державы уже делили наследство в уме. Особый интерес вызывали Балканы - здесь столкнулись интересы сразу трёх империй: А посередине - маленькая, но гордая Сербия, которая считала Боснию исконно сербской землёй и мечтала о создании "Великой Сербии". Формально Босния и Герцеговина ещё с 1878 года находились под управлением Австро-Венгрии, но юридически оставались турецкими. К 1908 году Вена решила, что пора узаконить свой контроль - тем более что в Турции пришли к вл
Оглавление

Весной 1909 года Европа стояла на грани большой войны - и всё из-за небольшой балканской провинции, которую никто из великих держав толком не хотел, но все почему-то считали своей. Боснийский кризис 1908-1909 годов стал первой серьёзной проверкой на прочность хрупкого европейского мира - и, как оказалось, проваленной.

Алоиз фон Эренталь (австрийский министр иностранных дел)
Алоиз фон Эренталь (австрийский министр иностранных дел)

Больной человек и его наследники

К началу XX века Османская империя, некогда грозившаяся завоевать Вену, превратилась в "больного человека Европы" - так её прозвали в дипломатических кругах. Её провинции одна за другой откалывались, а великие державы уже делили наследство в уме. Особый интерес вызывали Балканы - здесь столкнулись интересы сразу трёх империй:

  • Россия мечтала о контроле над проливами Босфор и Дарданеллы и позиционировала себя как защитница православных славян.
  • Австро-Венгрия боялась, что национальные движения разрушат её "лоскутную империю", и стремилась держать Балканы под контролем.
  • Османская империя пыталась сохранить хотя бы видимость власти над своими бывшими владениями.

А посередине - маленькая, но гордая Сербия, которая считала Боснию исконно сербской землёй и мечтала о создании "Великой Сербии".

Балканы в 1908 году
Балканы в 1908 году

Аннексия, о которой все знали, но сделали вид, что не заметили

Формально Босния и Герцеговина ещё с 1878 года находились под управлением Австро-Венгрии, но юридически оставались турецкими. К 1908 году Вена решила, что пора узаконить свой контроль - тем более что в Турции пришли к власти младотурки, которые грозились вернуть утраченные территории.

В сентябре 1908 года министр иностранных дел Австро-Венгрии Алоиз фон Эренталь встретился с российским коллегой Александром Извольским в замке Бухлов. Они договорились: Австро-Венгрия аннексирует Боснию, а Россия получает поддержку в вопросе открытия черноморских проливов для своих военных кораблей.

Но была одна проблема: Извольский не согласовал эту сделку ни с царём, ни с правительством.

-3

Взрыв возмущения: "Как они посмели?!"

7 октября 1908 года Австро-Венгрия объявила об аннексии Боснии. Реакция была мгновенной:

  • Сербия пришла в ярость: в Белграде начались погромы, австрийские магазины громили, а газеты писали о "предательстве Европы".
  • Россия возмутилась: оказалось, что проливы ей так и не открыли, а Извольского теперь обвиняли в бездарной дипломатии.
  • Турция объявила бойкот австрийским товарам (что, на самом, не сильно помогло).
  • Германия встала на сторону Австро-Венгрии, а Англия и Франция поддержали Россию.

Европа впервые за долгие годы оказалась на грани большой войны.

Боснийские крестьяне (1908)
Боснийские крестьяне (1908)

Ультиматум, который унизил Россию

К марту 1909 года кризис достиг пика. Россия и Сербия грозили войной, но тут Германия сделала решительный ход. Берлин отправил Петербургу ультиматум:

"Признайте аннексию Боснии, или будет война".

Россия, ещё не оправившаяся после поражения в Русско-японской войне, не решилась на конфликт и сдалась. Сербия, оставшись без поддержки, тоже капитулировала.

Как Боснийский кризис приблизила мировую войну?

  1. Россия считала себя униженной и поклялась больше не отступать: началась масштабная военная реформа.
  2. Сербия затаила обиду: именно после этого кризиса сербские националисты стали готовить покушение на Франца Фердинанда.
  3. Германия и Австро-Венгрия окончательно сплотились: Берлин впервые прямо пообещал Вене поддержку в случае войны.
  4. Балканы остались пороховой бочкой: через несколько лет здесь начнутся Балканские войны, а затем и Первая мировая.

Боснийский кризис показал, что великие державы больше не боятся открытых угроз. Дипломатия уступила место ультиматумам, а национализм стал сильнее здравого смысла. Европа сделала первый шаг к пропасти - и, как показало будущее, остановиться уже не смогла.

P.S. Если бы тогдашние политики знали, чем всё закончится, возможно, они были бы осторожнее. Но история не терпит сослагательного наклонения.