Найти в Дзене
Российское фото

Она была "музой" и женой легенды. После - стала легендой сама (23 фото)

Оглавление

«Фотография пришла ко мне как замена реального мира. Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то, не участвуя в этом». Эти слова Мартины Франк, главной музы и жены Картье Брессона раскрывают суть её творчества: фотоаппарат стал щитом для застенчивой художницы и окном в человеческие истории, которые она фиксировала с редкой эмпатией.

-2
-3

Свое детство Мартина провела в США и Англии, где отец-коллекционер привил ей любовь к искусству. Изучая историю искусств в Мадриде и Париже, она неожиданно нашла своё призвание во время поездки по Азии в 1963 году. Снимая на подаренную «Лейку», она открыла, что камера помогает преодолеть робость и «приблизиться к людям». К 1983 году, пройдя школу ассистента в Time-Life и создав фотоагентство Viva, она стала первой женщиной-членом Magnum Photos — легендарного кооператива, основанного её будущим мужем Анри Картье-Брессоном.

-4
-5
-6
-7

Мартина отвергала постановку. Она пыталась поймать человека, когда он забыл о ней. Её стиль, названный Робером Дуано regard amical («дружеский взгляд»), сочетал геометричную композицию с глубоким вниманием объектам фотосъемок.

-8
-9
-10

В тени великого мужа? Миф и реальность

Брак с Картье-Брессоном (1970–2004) не превратил её в «спутницу гения». Когда лондонская галерея включила имя мужа в анонс её выставки, Мартина отменила показ. Она избегала сравнений, подчёркивая различия: если Анри ловил «решающий момент», она изучала длительность — старение, традиции, рутину. После его смерти она основала Fondation H. Cartier-Bresson, сохранив наследие обоих.

Анри Картье-Брессон, муж Мартины Франк.
Анри Картье-Брессон, муж Мартины Франк.
-12
-13
-14

Критика и наследие

Её упрекали в «излишней мягкости», особенно на фоне провокационных современников. Но Мартина сознательно избегала сенсационности.

«Нельзя сфотографировать всё. Бывают моменты, когда вас останавливают человеческие страдания или распад. Не все возможно сфотографировать, фотограф часто приходит домой с пустыми руками, со снимками, которые имеют документальную ценность, но редко имеют что-то более глубокое. Фотограф должен признать, что большинство щелчков не принесут должного результата... и когда-то чудеса случаются, без предупреждения. Моё главное желание – представить изображения, которые побуждают к размышлению».
-15
-16
-17

Сила Мартины была — в умении показать красоту повседневности.

-18
-19

«Фотография – это не обязательно ложь, но и не истина. Это скорее мимолётное, субъективное впечатление. Что мне больше всего нравится в фотографии, так это момент, который вы не можете предвидеть: за ним необходимо постоянно следить и быть готовыми приветствовать неожиданное», – Мартина Франк.

-20
-21
-22

P.S. Любопытный факт. Первые снимки Мартина сделала в СССР в 1962 году с «Лейкой», подаренной братом. «Кадры вышли чудовищными», — смеялась она позже.

Мартина Франк.
Мартина Франк.