Найти в Дзене
Читающий Чиж

Как секты заставляют верить

Когда готовилась к предыдущей встрече книжного клуба (она была посвящена книгам о сектах), изучила достаточно много информации об их психологических манипуляциях. Особенно полезной в этом смысле оказалась книга Анастасии Шавыриной "Опасные психокульты и секты. Правда о манипуляциях сознанием", из неё и будет приведенная ниже информация, своего рода краткий конспект максимально практического толка.  Для начала, отмечу, что секты бывают не только религиозными, вопреки всеобщему мнению, но и коммерческими (чаще это сетевой маркетинг), психологическими (тренинги личностного или профессионального роста), и даже образовательными (учебные центры).  И ещё важное: не думайте, что в секты попадают только недалекие или одинокие люди. Это никак не зависит от образования, статуса, жизненного опыта. Защитить от попадания в секты может только знание их психологических механизмов воздействия и развитое критическое мышление. Чтобы ответить на главный вопрос - "КАК СЕКТЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ВЕРИТЬ?", разберёмся

Когда готовилась к предыдущей встрече книжного клуба (она была посвящена книгам о сектах), изучила достаточно много информации об их психологических манипуляциях. Особенно полезной в этом смысле оказалась книга Анастасии Шавыриной "Опасные психокульты и секты. Правда о манипуляциях сознанием", из неё и будет приведенная ниже информация, своего рода краткий конспект максимально практического толка. 

Для начала, отмечу, что секты бывают не только религиозными, вопреки всеобщему мнению, но и коммерческими (чаще это сетевой маркетинг), психологическими (тренинги личностного или профессионального роста), и даже образовательными (учебные центры). 

И ещё важное: не думайте, что в секты попадают только недалекие или одинокие люди. Это никак не зависит от образования, статуса, жизненного опыта. Защитить от попадания в секты может только знание их психологических механизмов воздействия и развитое критическое мышление.

Чтобы ответить на главный вопрос - "КАК СЕКТЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ВЕРИТЬ?", разберёмся кто в большей степени имеет склонность к попаданию в секты. 

 1.  По модели созависимых отношений "Треугольник Карпмана", это люди чаще всего пребывающие в позиции жертвы. Обычно такие люди в тяжелые моменты жизни (а именно в эти периоды их и вербуют в секты) ищут поддержку либо решение проблем извне. Но даже в эмоционально спокойное время они чаще в объектной позиции (сами не решают свои проблемы, но ждут что кто-то за них решит). 

 2.  Логично вытекает и вторая характеристика — у них всегда есть склонность к магическому мышлению. Это вера в то, что мысли, знаки или ритуалы могут напрямую воздействовать на реальность, другими словами — "вера в чудо". В психиатрии это считается расстройством адаптации — проживания горя, большой беды, сильных потрясений, отчания, стресса. Колдуны, экстрасенсы, астрологи, секты, любая эзотерика — все это рассчитано на людей с магическим мышлением. В психологии сейчас его называют МАГИФРЕНИЧЕСКИЙ синдром: все, что человек не может себе объяснить, он объясняет внешним влиянием.

3. Склонность к снижению когнитивного диссонанса путем изменения установок. Когнитивный диссонанс — это психологическое состояние, при котором человек сталкивается с противоречиями между своими убеждениями, ценностями и действиями. Это внутренний конфликт, который вызывает дискомфорт: тревогу, страх, чувство вины, злость или стыд. Когда мы в него попадаем, нам нужно выбрать что-то одно: к примеру, мы понимаем, что курить плохо, но поскольку бросать пока не готовы, можем убедить себя, что благодаря курению мы меньше едим, и тем самым в этом процессе уже есть какая-то польза. То есть мы согласились с чем-то нехорошим путем изменения убеждений и ценностей. То же происходит и в секте: человек, пропавший на первую встречу, может ужаснуться, но столько приятных людей там его окружили вниманием и заботой, что он убеждает себя в том, что это что-то хорошее (хотя глубоко внутри он понимает, что это ненормально). 

-2

Итак, как же секты заставляют верить?

Секты и психокульты используют определенные методы давления на психику своих жертв. Структура сектантского сообщества чаще всего внимательно продумывается лидером и приближенными адептами. Выбор приемов происходит осознанно и соответствует всем поставленным задачам мошенников: вытягиванию финансов, подстегиванию к пропаганде, увеличению количества верующих, распространению учения на новых территориях, в новых странах, а главное, получению практически безграничной власти. Ниже приведены основные инструменты психологического воздействия. Это то, что можно услышать в сектантских посланиях, либо то, что применяется на разных стадиях психологической обработки адептов.

1. Эксклюзивность. 

В самопрезентации культа говорится о том, что такого никогда не было за всю историю человечества: иная интерпретация Библии, иные подходы к объяснению необъяснимого.

2. Ваша избранность.

Именно Вы избранный, Вы недостающие звено, Вы особенный. Теперь эта встреча сделает счастливее всех — и других адептов и лидера и Вас. Вами интересуются так, как даже родная мама не интересовалась.

3. Волшебная палочка.

На любую вашу проблему в секте найдётся простое решение: это может быть посещение семинара, тренинга, дисскуссионного клуба. В ходе первой встречи задача собрать о вас максимальное количество личной информации и найти вашу "боль" или жизненную проблему. 

4. Групповой конформизм.

Практически всем людям свойственно изменять свое поведение, отношение, мнение в зависимости от того, как поступают люди вокруг. В группе с уже закодированными адептами человек начинает вести себя так, как ему совсем несвойственно. Зачастую именно поэтому люди с образованием, уважаемыми профессииями, информированные о существовании сект все равно в них попадают. 

5. Снижение критичности.

Способность ставить что-то под сомнение — это и есть критическое мышление. Она может снижаться в тяжёлых жизненных ситуациях. В моменты отчаяния на первый план выходит эмоциональное реагирование, проживание чувств. 

6. Социальный вакуум. 

Лидеры сект стремятся полностью отрезать вас от семьи, друзей, коллег, чтобы никто не мог воздействовать на ваше представление о сообществе, в которое вы вступили. Но тут возможны два варианта: либо приводите и вербуете всю семью, либо отказываетесь от общения полностью.  

7. Традиции и ритуалы 

Секты стараются как можно быстрее навесить на нового адепта атрибуты, привить любовь к их традициям и ритуалам. Если человек их выполняет, то он соглашается на формальном уровне и с идеологией секты. Это могут быть особенные аксессуары, которые нужно надевать на встречах, особенные песнопения, непременная улыбка, даже если вас это не радует (вот тут уже начинает включаться когнитивный диссонанс: вы улыбаетесь даже если внутри вам грустно, вы уже обманываете себя, так как не меняете действительность, а соглашаетесь с ней). 

8. Контроль здоровья (и питания).

Спустя некоторое время под контролем оказывается и ваше здоровье. Это может быть указание отказаться от лекарств, оперативного вмешательства или определённая культура еды.

9. Сенсорная депривация (завязать глаза, закрыть в яме, погрузить в воду, не давать еды и пр.)

Сама по себе серсорная депривация не опасна, это могут быть даже бируши, в которых вы спите. Но если она организована насильно и вы не имеете возможности её прекратить, то могут начаться серьёзные изменения в психике (начинается снижаться поток нервных имспульсов к центральной нервной системе, определённые зоны мозга не могут работать в привычном режиме). После таких процедур психика становится подвержена любому влиянию.

10. Внушаемость. 

Внушаемость — это степень восприимчивости к внушению. Она определяется готовностью подвергунться и подчиниться любому воздействию. Внутренние фильтры жертв сект или просто людей, находящихся в тяжёлых жизненных ситуациях, сломлены, а если ещё слушать проповеди харизматичного гуру и его обещания счастливой жизни, то опираться на реальность становится сложно. Степень внушаемости по мере нахождения в секте растет. 

11. Транс

Во время медитаций жертв сект часто вводят в транс, что опять же увеличивает их степень внушаемости. Для того, чтобы снизить у публики критическое мышление, лидеру секты достаточно подбросить в трансовом состоянии какой-нибудь страх, например, перед концом света. А страх замедляет деятельность головного мозга, и человек не может здраво рассуждать.

12.  Гипноз.

Гипноз — это намеренно углубленное состояние транса. Используется для продления бессознательного состояния человека. В психотерапии он может иметь положительный эффект, а в сектах его используют для проведения опасных манипуляций с человеком. Люди, легко входящие в состояние транса, более гипнабельны. Именно поэтому в сектах и психокультах используется много медитатативных практик, совместное пение, чтение, долгие монологи лидеров "ни о чем" (так рациональное сознание отключается). 

 13.  Наркотики.

На встречах сект часто подсыпают наркотики в воду. Человек не будет знать, что он употребляет наркотики, но будет ощущать зависимость непонятной для него природы. Ощущается это как тревога, беспокойство или страх вне стен здания секты. Также наркотики могут распространяться через благовония.

 14.  Угрозы.

Все секты стремятся узнать как можно больше о своих адептах. Часто они составляют подробные справки о каждом члене секты, со всеми деталями жизни, промахами, провалами, проблемами. В определённый момент эта информация (например, если человек захочет выйти из секты, будет использоваться против него и станет средством манипуляции).

-3

Резюмируя все вышесказанное, можем сформировать список поведенческих и психологических механизмов сектантов, подталкивающих людей к вступлению в организацию и не дающих им выйти из нее в процессе:

• избегание возможности стать жертвой когнитивного диссонанса; 

• искусственно сформированные фобии; 

• ощущение принадлежности к эксклюзивному процессу; 

• вера в чудо;

 • навязанная позиция «я достойный» и «я особенный»; 

• НЛП-техники; 

• угрозы жизни и здоровью; 

 наркотический бред и зависимость; 

• сенсорная депривация

• сформированная психологическая зависимость от адептов и лидера секты; 

• групповое равенство; 

• снижение критического мышления.

Как не попасть под влияние сект? Ответ один - развивать критическое мышление, быть информированным.