Найти в Дзене
Метро и транспорт

Погиб от голода в блокадном Ленинграде, но завершил работу - легендарный мозаичист XX века В.А.Фролов.

Приветствую вас, уважаемые читатели! В своей 50-й юбилейной статье на канале я хочу рассказать о талантливейшем человеке, мастере своего дела - мозаичисте Владимире Александровиче Фролове. Количество его работ впечатляет: от масштабных православных икон в Храме Спаса на крови до мозаичных панно на станциях метро Новокузнецкая, Автозаводская и Маяковская. Владимир Фролов родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец А.Н.Фролов был ведущим художником-мозаичистом Императорской Академии Художеств, который работал над мозаиками Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Мозаикой стал заниматься и старший брат Владимира Фролова - А.А.Фролов. Отец и старший брат в 1890 году организовали Мастерскую декоративной мозаики - первую в России. Владимир Фролов был также зачислен в Мастерскую в 1893 году в возрасте 19 лет, а в 1894 году поступил в Высшее художественное училище. В 1895 году мастерская Фроловых получает заказ на исполнение внешних мозаик Храма Спаса на крови (храма Воскресения Христов
Оглавление

Приветствую вас, уважаемые читатели! В своей 50-й юбилейной статье на канале я хочу рассказать о талантливейшем человеке, мастере своего дела - мозаичисте Владимире Александровиче Фролове.

Количество его работ впечатляет: от масштабных православных икон в Храме Спаса на крови до мозаичных панно на станциях метро Новокузнецкая, Автозаводская и Маяковская.

Владимир Фролов в 1930-х годах. Фото с сайта Академии Художеств.
Владимир Фролов в 1930-х годах. Фото с сайта Академии Художеств.

Первые работы

Владимир Фролов родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец А.Н.Фролов был ведущим художником-мозаичистом Императорской Академии Художеств, который работал над мозаиками Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Мозаикой стал заниматься и старший брат Владимира Фролова - А.А.Фролов. Отец и старший брат в 1890 году организовали Мастерскую декоративной мозаики - первую в России. Владимир Фролов был также зачислен в Мастерскую в 1893 году в возрасте 19 лет, а в 1894 году поступил в Высшее художественное училище.

В 1895 году мастерская Фроловых получает заказ на исполнение внешних мозаик Храма Спаса на крови (храма Воскресения Христова), обойдя в конкурсе даже итальянских мастеров. Огромное количество мозаичных изображений навсегда осталось одной из главных особенностей этого чудесного храма - Храм Спаса на крови (построенный на месте убийства императора Александра II в 1881 году) часто называют настоящим музеем мозаики, ведь общая площадь мозаики в храме составляет более 7 тысяч квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской Фроловых по эскизам известнейших художников (В.Васнецова, М.Нестерова, А.Рябушкина и других).

К сожалению, старший брат А.А.Фролов скончался в 1897 году, и Владимир Фролов стал работать в мастерской наравне со своим пожилым отцом, а затем полностью взял на себя руководство семейным производством. С этого времени, несмотря на молодость Владимира Фролова, начинается настоящий расцвет мозаичной мастерской, увеличивается количество и сложность мозаичной работы.

Еще в 1888 году отец и старший брат обучились новому "обратному" зеркальному способу выкладывания мозаики у известнейшего мозаичиста и художника Антонио Сальвиати, поэтому этот способ называли также "венецианским". Чуть позже этот способ освоил и Владимир Фролов. Именно с помощью венецианского способа было удобно создавать масштабные мозаичные композиции.

Основными мозаичными работами были, конечно, иконы и православные сюжеты в храмах (в первую очередь, в Храме Воскресения Христова - Спаса на крови), но мастерская В.Фролова выполняла также и другие заказы, в том числе частные. У семьи Фроловых была крупнейшая в мире коллекция смальты (ныне она хранится в Петербургской Академии Художеств). Качество смальты было высочайшее - в том числе из-за него Фроловы смогли обойти итальянских мастеров в конкурсе на украшение Храма Воскресения Христова.

Храм был освящён в 1907 году (строительство и украшение Храма шло 24 года). Ближе к завершению работ Владимир Фролов женился на Нине Бенуа - дочери известнейшего архитектора Леонтия Бенуа.

Владимир Фролов и Нина Бенуа в день свадьбы.
Владимир Фролов и Нина Бенуа в день свадьбы.

Известнейшие работы Владимира Фролова до революции

Помимо работ по украшению мозаикой Храма Воскресения Христова мастерская В.Фролова брала и другие заказы на создание мозаик в храмах, мозаичные портреты, отделку фасадов домов и мозаичные надписи, а также на реставрацию древних мозаик.

В 1899 году Императорское общество поощрения художников пригасило В.Фролова выполнить большую работу по реставрации знаменитой мозаики М.В.Ломоносова "Полтавская баталия". Состояние мозаики было ужасное: она долгое время лежала сначала в мастерской ученого, затем - в хранилище Академии Художеств, заваленная и забытая, мозаика была сильно повреждена. Работы продвигались долго и были окончательно завершены только спустя три десятилетия уже при Советском Союзе, когда мозаичному полотну, наконец, нашли место. В настоящее время "Полтавская баталия" украшает парадную лестницу Санкт-Петербургской Академии Наук.

Мозаика в Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном (1903 год). Этот храм был выстроен на средства владельца хрустального завода Ю.С. Нечаева-Мальцова. К сожалению, прекрасный храм был перестроен после революции, купола и шатры разобрали, оставив мощный корпус храма и открыли Дворец труда (кинотеатр, швейная мастерская, библиотека и т.п.). В 1983 году в здании храма открыли музей хрусталя (крупнейшая коллекция хрусталя в России).

Мозаичный пояс на фасаде Особняка Набоковых (Санкт-Петербург, 1903 год). Дом построен в стиле модерн архитектором Гейслером. По верхней части фасада было решено пустить мозаичный пояс с растительным орнаментом. Сейчас на первом этаже дома находится музей В.Набокова.

Мозаичный фриз на фасаде особняка Рябушинского (Москва, 1903 год). Дом построен для банкира и предпринимателя С.П. Рябушинского в стиле московского модерна архитектором Ф.Шехтелем. В мастерской В.Фролова выполнены большие мозаичные панно с растениями, похожими на орхидеи. После Революции 1917 года в здании размещались различные структуры, а в 1931 году особняк предоставили М.Горькому, вернувшемуся с семьёй на Родину. В здании было установлено наблюдение за писателем и встречами, проводившимися в этих стенах. С 1965 года в этом здании - музей М.Горького.

Фризы на фасаде Доходного дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского (Санкт-Петербург, 1905 год). Главное украшение и главная особенность здания - пять огромных мозаичных панно, выполненных в мастерской В.Фролова по эскизам художника С.Т.Шелкового. На двух из пяти панно изображены корабли в порту, на одном - впервые встречающаяся в мозаике индустриальная панорама, на оставшихся двух - сельский пейзаж. Необычной была и техника выкладки - использовались большие куски смальты, гораздо крупнее по размеру, чем в других работах. Вблизи выглядит грубовато, но издалека картины выглядят очень органично.

Мозаичный герб и надписи на Доходном доме и аптеке А.В.Пеля (Санкт-Петербург, 1910 год). А.В.Пель был известнейшим аптекарем и поставщиком императорского двора. В здании были не только квартиры и аптека, но и химическая лаборатория и "Органотерапевтический институт". Это здание, на фасаде которого выложены мозаичные гербы, является старейшей сохранившейся аптекой Санкт-Петербурга. В настоящее время здесь открыт музей "Аптека доктора Пеля".

Мозаика в Феодоровском Государевом соборе в Царском селе. Феодоровский Храм был домовой церковью Николая II и его семьи, а также полковым храмом сводного Пехотного полка и императорского казачьего Конвоя. В храме было предусмотрено несколько отдельных входов: для Императорской семьи, для офицеров, для прочих лиц, а также Парадный для больших праздников. После революции и великой Отечественной войны Храм был сильно разграблен и разрушен, но мозаики В.Фролова на фасадах частично сохранились. Восстановление храма началось в 1991 году.

Мозаики Морского Никольского Собора в Кронштадте (1913 год). Собор был задуман как мемориал погибшим морякам военно-морского флота и хранил плиты из черного мрамора, на которых были высечены имена погибших героев флота. Это последний построенный в Российской Империи собор. После Революции мозаичные иконы, выполненные в мастерской В.А.Фролова были замазаны, храм был разорён, а после войны использован под кинотеатр и клуб, мемориальные плиты были растащены на стройматериалы. Возрождение храма началось с 2003 года. В Соборе находятся мощи святого Федора Ушакова - небесного покровителя русского флота, мемориальные плиты и иконы максимально восстановлены или выполнены заново.

Мозаика "Христос Сеятель" в усыпальнице семьи Эрлангеров на Введенском кладбище в Москве (1914 год). Эрлангеры - немцы по происхождению - владели мукомольным производством. Мозаика выполнена по эскизу К.С.Петрова-Водкина.

Мастерская В.Фролова выполняла заказы на мозаичные панно и картины (в основном для церквей) и для зарубежных проектов.

Мозаики церкви святой Марии Магдалины в Дармштадте (1903 год, Германия). Церковь была построена на средства императорской семьи на родине императрицы Александры (урожденной принцессы Гессен-Дарштадтской). Храм построен по проекту архитектора Л.Бенуа (будущего тестя В.Фролова). После первой мировой войны церковь переживала не лучшие времена, но с 1987 года в ней стали проводиться регулярные богослужения.

Мозаика в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пархомовка (1907 год, Киевская обл. Украина). Мастерской В.Фролова были выполнены две мозаики: "Покров Пресвятой Богородицы" и "Спас Нерукотворный".

Мозаики Николаевского Собора в Ницце (1912 год) - крупнейший православный храм в Западной Европе. Храм освящен в честь Святителя Николая Чудотворца. Храм был вновь открыт для верующих в 2015 году, а в 2023 году при храме открыт церковно-исторический музей.

Мозаичные иконы в Свято-Алексеевском Храме-памятнике русской славы в Лейпциге (Германия, 1913 год). Храм был воздвигнут в память о "Битве народов" (решающее сражение под Лейпцигом 16-19 октября 1813 года) - крупнейшем сражении в мировой истории до Первой мировой войны. В храме помещены мемориальные доски с названиями полков, участвовавших в сражении, именами погибших офицеров и числом солдат. В нижнем этаже храма размещены музей и приходская библиотека с русскими и немецкими книгами. На лестницах у входа размещены 8 высоких фонарей, символизирующих погребальные свечи.

Не сохранившиеся мозаики

Мозаичные панно в Александро-Невском соборе в Варшаве (построен в 1912 году). Этот храм был построен по проекту Л.Н.Бенуа, его высота достигала 70 метров. К сожалению, этот храм был разрушен в 1924 году в ходе борьбы со всем русским и православным.

Также не сохранились мозаики Храма святых апостолов Петра и Павла, возведенного на Шлиссельбургских пороховых заводах (напротив города Шлиссельбурга) и освященного в 1907 году. Церковь была разрушена в первые годы Великой Отечественной войны.

Великокняжеская усыпальница, построенная в 1908 году, хоть и сохранилась, но внутреннее убранство было уничтожено при советской власти. С 1954 года относится к Государственному музею истории Санкт-Петербурга.

Искусство мозаики после 1917 года

До Революции 1917 года мастерская Владимира Фролова считалась лучшей в Российской Империи, но после крушения Империи мозаику признали лишней, потому что мозаику в основном использовали в храмах. Она считалась религиозным искусством. Семью Владимира Фролова выселили из дома, мастерскую забрали, и они перебрались в бывшую квартиру архитектора Леонтия Бенуа. Мастерство В.Фролова было предано забвению. Но его вернуло к жизни покровительство архитектора А.Щусева.

Алексей Щусев проектировал мавзолей. По проекту стены зала мавзолея должны были быть оформлены в чёрно-красных тонах. Алексей Щусев настоял, что здесь должна использоваться мозаика В.Фролова. Мастер использовал лучшую (императорскую) смальту для стен траурного зала: он выложил рваные красные штрихи на чёрном фоне - это означало развевающиеся красные знамёна. После этого заказа Владимир Фролов снова стал признанным мастером и начал выполнять заказы уже от советского правительства. Творил свои шедевры он не в собственной мастерской, а в Мозаичной мастерской Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую восстановили в 1934 году.

В 1937 году Фролов принял непосредственное участие в важном для страны государственном заказе: сделать мозаичную карту СССР для участия во всемирной выставке в Париже в 1937 году. Главнейшая особенность карты была в том, что это была не просто мозаика из кусочков смальты - карта была сделана из мельчайших кусочков драгоценных и полудрагоценных камней. Географические названия, линии параллелей и меридианов, а также огранка камней для важных пунктов на карте были выполнены из платинированного серебра. Основным рабочим материалом для мозаичной карты стала яшма, так как она имеет огромное количество оттенков.

Всего для изготовления карты ушло около 70 тонн яшмы, амазонита и лазурита. Голубые и синие оттенки лазурита сделали его главным материалом для выкладывания озер, морей и океанов. Карта получила название "Индустрия социализма". В мае 1937 года драгоценное панно было выставлено на Всемирной выставке в Париже вместе со знаменитой скульптурой "Рабочий и колхозница" (павильон СССР находился прямо напротив павильона Германии).

В карту несколько раз вносились изменения (в частности при включении в состав СССР в 1940 году новых территорий). Панно несколько раз реставрировалось. В настоящее время драгоценный экспонат можно увидеть в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее имени Ф.Н.Чернышёва в Санкт-Петербурге.

Участие в международной выставке в Париже (1937), а потом и в Нью-Йорке (1938) было, несомненно, успешным: карта СССР из драгоценных и полудрагоценных камней продемонстрировала ресурсы страны и мастерство советского народа.

Талантливому мозаичисту В.Фролову предложили участие в новом проекте: необходимо было выложить мозаичные панно на тему "Сутки страны советов" (или "Сутки советского неба") для станции метро Маяковская. Они должны были показать упорство, силу и трудолюбие молодого, спортивного и сильного народа. Эскизы для мозаики были исполнены художником А.А.Дейнека. На каждом изображении фоном является советское небо, а сюжетом - кусочек советской жизни (причём сутки - не просто название, на панно изображены и утро, и день, и ночь).

В 1940 году художник А.А.Дейнека нарисовал эскизы для проектируемых станций Павелецкая (проектное название Донбасская) и Завод имени Сталина (ныне Автозаводская). Эскизы были отправлены в Ленинград в Академию художеств, где в мозаичной мастерской под руководством Владимира Фролова по ним должны были выложить восьмигранные мозаичные панно.

Темой панно была Донбасская промышленность и сельское хозяйство. И саму станцию планировали так назвать по той причине, что с этого направления отходили поезда на Донбасс. Панно отражают мирную жизнь, сбор урожая, расцвет промышленности и прочее, что хотело продемонстрировать народу советское правительство. Кстати, на этих панно фоном художник А.А.Дейнека также изобразил бескрайнее советское небо (как и в серии панно "Сутки страны советов"). Всего было готово 14 мозаичных панно, но сохранилось лишь восемь из них: семь из них в итоге было установлено в зале станции Новокузнецкая и одно - в её вестибюле. На Павелецкой панно не смогли разместить из-за невозможности построить центральный зал станции в 1943 году. Очень печально, что шесть мозаичных картин были утеряны или уничтожены, в том числе "Герб РСФСР", "Шахтёры", "Всадники".

Последней работой Владимира Фролова стали мозаики для станции Автозаводская (до 1956 года "Завод имени Сталина"). Мозаики посвящены труду рабочих завода во время войны, серия из восьми панно называлась "Советский народ в годы Великой Отечественной войны". Эти панно мозаичист Владимир Фролов заканчивал в полном одиночестве в опустевшей холодной мастерской - остальные мастера ушли на фронт или погибли от голода в блокадном Ленинграде. Мастеру было 68 лет. Он набирал мозаики практически вслепую, частично утратив зрение, плохо работающими от холода руками. Отопления в холодном январе 1942 года не было, окна были разбиты и наспех закрыты фанерой. Владимир Фролов наощупь мог достать нужный оттенок смальты.

Великий мозаичист успел доделать и лично упаковать и отправить свои последние мозаики в столицу - перевозили их по Дороге Жизни по льду Ладожского озера. Несмотря на опасный путь и немецкие обстрелы, работы были доставлены в Москву. Все восемь панно размещены на путевых стенах станции Автозаводская. Теперь эти мозаичные картины свидетельствуют не только о подвиге народа и работе завода в тяжелейших военных условиях, но и напоминают о самоотверженности и упорстве мастера, в одиночку выкладывавшего последние кусочки мозаики в холодном и тёмном помещении.

Возможно, поэтому мозаика на тему "Советский народ в годы Великой Отечественной войны" - одна из самых мрачных среди работ Владимира Фролова, но, безусловно, самая героическая. Вряд ли работа на такую суровую тему может сверкать всеми красками радуги. Война - это горе, борьба и тяжёлый труд. Именно это настроение и передают мозаичные панно на стене Автозаводская. Именно это, скорее всего, и хотел сказать великий мастер в последней своей работе.

Владимир Фролов остался в Ленинграде и умер от истощения вскоре после отправки мозаики для станции метро Автозаводская - 3 февраля 1942 года. Он был захоронен в Братской могиле Академии Художеств.

В настоящее время всё чаще начинают вспоминать про этого незаслуженно забытого мастера, оставившего после себя значительный след в истории - от масштабнейших мозаик Храма Спаса на крови до панно на станциях Московского метрополитена. Думаю, он сполна заслужил место в народной памяти.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях!

Заходите на мой Телеграм-канал: t.me/metro_transport_12

Всем добра!