✍️✍️✍️✍️✍️✍️ Как Грузия впервые заключила союз с Россией?
Ровно 242 года назад, 4 августа 1783 года, генерал-поручик Павел Потемкин и представители грузинского царя Ираклия II подписали Георгиевский трактат. По этому договору Картли-Кахетинское царство перешло под протекторат русского государя ради спасения от наступающих с юга Турции и Персии.
Вообще, в истории многие события рифмуются одно с другим. Так, 17 лет назад российские войска выступили на юг, чтобы спасти небольшой народ от более крупного и кровожадного соседа. На этот раз жертвой была Южная Осетия, а хищником — прозападное грузинское правительство Михаила Саакашвили. Впрочем, обо всем по порядку.
По трактату Ираклий II признал российское покровительство, отказался от самостоятельной внешней политики и фактически передавал свои войска в ведение России. Екатерина II гарантировала независимость и целостность Картли-Кахетинского царства и обязалась защищать грузин в случае войны.
На Россию рассчитывали еще в правление Петра Великого, однако тогда нам не хватало сил для защиты союзников на юге. В ходе войны 1768—1774 годов грузины выступили против турок вместе с русской армией, но в результате войны, в остальном победной для нас, Картли-Кахетия осталась за османской Портой. Тем не менее царь Ираклий II хотел защиты, и в 1782 году Екатерина II одобрила его прошение, начав конкретные переговоры.
Георгиевский трактат был заключен практически одновременно с присоединением к России земель бывшего Крымского ханства. В тот 1783 год Россия вернулась в Крым, с которого когда-то началось ее крещение, и впервые обрела крупные владения к югу от Кавказских гор. Это совпадение тем более знаменательно, что покровительство России дало православному народу грузинских царств защиту от агрессии со стороны более многочисленных и хищных соседей-иноверцев.
Власти нынешней Грузии плохо понимают свою историю и в 2008 году были ослеплены русофобией. Обстреляв наших миротворцев в Цхинвале, Грузия встала по другую сторону истории относительно своей предшественницы в 1783 году и не вернулась с этой стороны, несмотря на некоторую корректировку своего курса. Россия же, вопреки всем пережитым за два столетия потрясениям, осталась верна самой себе и тем, кто просит ее покровительства.
Артем Косович специально для канала «БайБайден»