Первая повесть в России о жизни каторжников. Именно она позволила Фёдору Михайловичу вернуться в литературный мир после ссылки и занять там достойное положение. Достоевского называли русским Данте, спустившимся в ад.
Повесть «Записки из Мёртвого дома» создана по собственным воспоминаниям Фёдора Михайловича о пребывании в Омском остроге в период с 1850 по 1854 годы.
Справка из биографии автора:
23 апреля 1849 года Фёдор Михайлович был арестован в числе многих «петрашевцев» (членов кружка Михаила Петрашевского). Ему предъявляли обвинение за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Несколько месяцев арестованные провели в Петропавловской крепости.
Достоевский отрицал свою вину, но суд признал его одним из важнейших преступников. Его лишили всех прав состояния и приговорили к смертной казни через расстрел.
22 декабря 1849 года Достоевскому в числе других осуждённых на Семёновском плацу был зачитан приговор и инсценирована смертная казнь. Только в самый последний момент было объявлено о помиловании. Однако к тому моменту один из заключённых уже сошёл с ума. Казнь Достоевскому изначально заменили на 8 лет каторги. В последствии, император изменил срок каторги на 4 года с последующей военной службой.
После каторги Фёдор Михайлович писал брату Андрею:
«Вот уже скоро 10 месяцев, как я вышел из каторги и начал мою новую жизнь. А те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу. Что за ужасное было это время, не в силах я рассказать тебе, друг мой. Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе. Во все 4 года не было мгновения, в которое бы я не чувствовал, что я в каторге. Но что рассказывать! Даже если бы я написал к тебе 100 листов, то и тогда ты не имел бы понятия о тогдашней жизни моей. Это нужно, по крайней мере, видеть самому, — я уже не говорю испытать. Но это время прошло, и теперь оно сзади меня, как тяжелый сон, так же как выход из каторги представлялся мне прежде, как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь.»
О повести
Повесть создавалась по «Сибирской тетради» («Моя тетрадка каторжная») Достоевского, сборнику фольклорного материала, собранного им за годы каторги. Причём вёл он её тайно, так как заключённым запрещалось писать что-либо. Да, и для чтения допускалось только Священное писание.
Произведение хоть и носит документальный характер (особенно для всех тех, кто знаком с биографией писателя, и понимает, что он описывает собственный опыт), тем не менее написано в виде художественной прозы. Повествование ведётся от лица вымышленного героя, рассказчика, некоего Александра Петровича Горянчикова, отбывшего 10-летний срок на каторге. Тем не менее, основная часть произведения про заключение в остроге передана очень реалистично.
Почему автор решил писать не от своего имени доподлинно не известно, но можно предположить, что одной из важных причин было то, что Фёдор Михайлович отбыл наказание, как политический преступник, и цензура не пропустила бы его автобиографические откровения. Другое дело, когда повесть подавалась публике, как художественная история.
Итак, читатель знакомится с записками Александра Петровича о его заключении. Причём сюжет подаётся не целостной картиной, а некими зарисовками на определённые темы, но в хронологическом порядке.
Помимо личных впечатлений автора, его философских размышлений, в повести встречаются истории других каторжан и их психологические зарисовки. Довольно подробно описывается быт арестантов, их нравы, отношения друг с другом, то, как они зарабатывали деньги, на какие работы их назначали, их отношения к преступлениям и религии. Также рассказывается об их наказаниях и мечтах.
Справка: каторжникам раньше выбривалась половина головы. Так их проще было узнать, если они сбегали. К тому же их клеймили и вырывали ноздри (женщинам вплоть до 1754 года, а мужчинам до 1817 года). Также их заковывали в ножные и ручные кандалы, которые скрепляли одной цепью.
Почему именно «Мёртвый» дом?
Писатель сравнивал каторгу с захоронением заживо, а выход на свободу с воскресением из мёртвых.
История создания
После своего освобождения из острога Фёдор Михайлович пять лет отдал военной службе. В 1859 году он смог выйти в отставку и в том же году опубликовал две повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Но эти работы на тот момент не получили достойного внимания. Вполне возможно, что в литературных кругах тогда происходил молчаливый бойкот произведениям бывшего каторжника.
Тогда Достоевский с 1860 по 1861 год написал свои «Записки из Мёртвого дома» и с 1861 года начал их печатать в собственном журнале «Время». В 1862 году повесть вышла отдельным изданием. Эту работу уже никто не смог игнорировать, она имела оглушительный успех по всей России. Писатель сам считал, что «Записками» восстановил свою литературную репутацию.
Кратко о сюжете
Александр Петрович Горянчиков был дворянином и помещиком, но после yбийcтва жены сделался ссыльнокаторжным второго разряда. Всего в XIX веке в Сибирской каторге было три разряда: первый (рудники), второй (крепости) и третий (заводской).
Проведя в заключении 10 лет, Александр Петрович смиренно и тихо доживал свой век поселенцем в городке К. и занимался репетиторством, чтобы добыть хоть какое-то пропитание.
Так же тихо и незаметно он умер, но после его смерти осталась тетрадка под названием «Сцены из Мертвого дома». Именно в ней он записывал все свои впечатления от пребывания в остроге.
Будучи бывшим дворянином, Горянчикову приходилось тяжелее, чем обычным крестьянам - его собратьям по несчастью. Они и до каторги не знали никаких изысков, а у человека, попавшего туда из высшего общества жизнь круто менялась.
Его обескураживала не только еда с тараканами в ней, тяжкий труд, нечеловеческие условия содержания, но и отягощало ощущение того, что никто здесь не принимает его за равного. Большинство арестантов ненавидят дворян, и не смотря на то, что Горянчиков стал одним из них и лишился дворянства, они его никогда не примут, как своего. А потому, долгое время единственным другом Александра Петровича, была бродячая собака, прибившаяся к острогу.
Постепенно свыкнувшись со своим новым положением, Александр Петрович начинает наблюдать за другими арестантами, изучать их быт и повадки.
Новое направление в литературе
До «Записок из Мёртвого дома» не было принято в русской литературе касаться темы каторги/заключения/арестантов. Именно с этой повести появился новый виток литературы, а именно лагерная проза. Причём повесть Достоевского задала собой некий канон жанра - честное и простое изображение жизни заключённых, своеобразного ада на земле.
Темы в повести
Повесть хоть и не большого объёма, однако в ней автор затрагивает многие интересные темы, такие как: взаимоотношение разных сословий, взгляд на быт и труд каторжников, взгляд на наказание и «исправление» человека тюрьмой, унижение человеческого достоинства, мысли о настоящей свободе, умение сострадать ближнему и другие общечеловеческие проблемы.
Не смотря на то, что все арестанты равны между собой, внутри этого сообщества всё равно сохраняется деление на сословия. И обычный люд ненавидит дворян, но начинает презирать их ещё больше, если дворяне пытаются казаться «своими». Сохраняя же «лицо», дворянин хоть и будет так же ненавидим, но при этом уважаем.
Основой наказания арестантов часто было глумление над человеческой личностью. Оставаясь живыми, эти люди теряли в стенах тюрьмы звание человека.
«Свобода или хоть какая-нибудь мечта о свободе выше всего для арестанта.»
Образ раненого орла, поселившегося на тюремном дворе, и его полёт на волю после выздоровления является символом всех мечтаний заключённых о свободе.
Достоевский показывает, что наказание не исправляет человека, оно его губит. Тюрьма воспитывает в арестанте лишь отрицательные качества, такие как: злоба, хитрость, коварство, и зачастую приводит в последствии к новым преступлениям. Фёдор Михайлович был уверен, что «Мёртвый дом» yбивaeт настоящие таланты, ломает души.
«И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж всё сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно.»
При этом писатель не говорит о том, что никто не заслуживает заключения, наоборот, в книге появляются такие персонажи, которых автор и сам изолировал бы от общества. Он лишь показывает, что закон не должен быть излишне жесток, как и его исполнение ответственными лицами. Иначе, такое заключение будет порождать лишь больше преступников, которые при более человечном отношении к ним могли бы стать лучше. А бездумная халатность, чрезмерная жестокость приводят лишь к нравственной гибели.
«Иные думают, что если хорошо кормить, хорошо содержать арестанта, все исполнять по закону, так и дело с концом. Это тоже заблуждение. Всякий, кто бы он ни был и как бы он ни был унижен, хоть и инстинктивно, хоть бессознательно, а все-таки требует уважения к своему человеческому достоинству. Арестант сам знает, что он арестант, отверженец, и знает свое место перед начальством; но никакими клеймами, никакими кандалами не заставишь забыть его, что он человек. А так как он действительно человек, то, следственно, и надо с ним обращаться по-человечески»
В книге есть парадокс в ощущении свободы. Арестанты хоть и заключены в тюрьме против своей воли, однако многие из них ощущают себя внутренне свободнее большинства своих надзирателей, обладающих свободой внешней.
Читая рассказы некоторых заключённых о своих преступлениях порой поражаешься их жестокости или лёгкости, с которой эти деяния были совершены. Но писатель учит нас не оправдывать преступления, но относится с состраданием, даже к заблудшей душе.
Каждое живое существо на земле, будь то бродячая собака или закоренелый преступник, хочет быть кому-нибудь нужным и понятым.
Влияние на дальнейшее творчество
Каторга сильно изменила Фёдора Михайловича, его взгляды на жизнь, народ, религию перевернулись с ног на голову. Оказавшись в окружении обычного простого люда, он сделал для себя множество открытий, а заодно заприметил множество прообразов для своих персонажей.
В тех кругах, в которых он вращался до ареста, влияние того же Белинского (из-за чтения письма которого Достоевский и был арестован) было весьма высоко. Достоевский в 1873 году писал о Белинском:
«В новые нравственные основы социализма он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг. Но, как социалисту, ему прежде всего следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально.»
Эти идеи были широко распространены в социалистических кругах 40-х годов XIX века. Потому можно думать, что и сам писатель их не отрицал хотя бы в каком-то процентном соотношении. Однако оказавшись в остроге, где все равны, где нет семьи и собственности, где все подчиняются диктаторской власти, он понял, что значение имеет лишь душевное состояние свободы, вера в Бога, полезный труд и, даже хоть малая, но собственность.
Что касается полезного труда - это труд, не лишённый смысла. Фёдор Михайлович говорил, что обычный мужик на воле работал порой гораздо больше любого каторжника, особенно летом, но делал он это для себя с разумной целью.
«Без труда и без законной, нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя. И потому каждый в остроге, вследствие естественной потребности и какого-то чувства самосохранения, имел свое мастерство и занятие. Длинный летний день почти весь наполнялся казенной работой; в короткую ночь едва было время выспаться. Но зимой арестант, по положению, как только смеркалось, уже должен быть заперт в остроге. Что же делать в длинные, скучные часы зимнего вечера? И потому почти каждая казарма, несмотря на запрет, обращалась в огромную мастерскую.»
Во многих произведениях Достоевского, написанных после каторги, можно найти отсылки на период его заключения, а именно образы арестантов, которых он знал лично.
Уже в повести «Дядюшкин сон» появляется ювелир Исай Бумштейн, который также упоминается и в «Записках из Мёртвого дома».
В повести «Записки из подполья» прототипом Лизы является Луиза из «Записок из Мёртвого дома».
Одним из прообразов Свидригайлова в «Преступлении и наказании» является Павел Аристов. В этом же романе повторяется и история с милостынею.
Прообраз Федьки-Каторжника из «Бесов» - цыган Куликов.
В «Записках» есть даже прототип Дмитрия Карамазова - один из безымянных дворян.
А вы читали повесть «Записки из Мёртвого дома»? Делитесь впечатлениями в комментариях!👇
Интересные статьи
Биография писателя
Предыдущее по хронологии произведение
Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» (когда-нибудь здесь будет ссылка)
Следующее по хронологии произведение
Роман «Униженные и оскорблённые» (когда-нибудь здесь будет ссылка)
Полный список произведений
+ссылки на прочитанное
✅Подписывайтесь на канал! Вы всегда здесь найдёте множество книжных отзывов и подборок на любой вкус. Тг-канал.