Найти в Дзене

Игорь Фёдорович Стравинский.

Портрет Игоря Фёдоровича  Стравинского.( 1882 - 1971).
Портрет Игоря Фёдоровича Стравинского.( 1882 - 1971).

Игорь Фёдорович Стравинский - одна из крупнейших фигур в музыкальном мире XX века . Он прошёл большой творческий путь - почти шесть десятилетий. Стравинский родился 5 июня 1882 года под Петербургом, в семье знаменитого певца, солиста Мариинского театра Федора Стравинского. Мать будущего композитора пела и прекрасно играла на рояле, была постоянным советчиком мужа. Мальчик получил типичное дворянское воспитание, учился в гимназии и благодаря домашней библиотеке рано соприкаснулся с различными областями искусства. Эта библиотека была известна всему Петербургу, потому что отец- настоящий библиофил, - собирал её всю жизнь. Впоследствии композитор говорил, что " осознал себя как музыкант" с трёх лет, когда жадно впитывал музыкальные впечатления окружающей жизни.

С девяти лет Игоря стали учить музыке. Вскоре он уже прекрасно играл на рояле , читал с листа, импровизировал. Но родители не хотели, чтобы он стал профессиональным музыкантом. Поэтому юноша поступил на юридический факультет Петербурского университета, но занятия музыкой продолжал. Посещая Мариинский театр Стравинский часто видел Н. А. Римского - Корсакова и мечтал стать его учеником. Через некторое время он решился показать мастеру свои сочинения и Римский- Корсаков взялся заниматься с ним композицией, это и стало его единственной " консерваторией". Стравинский консультировался у Римского - Корсакова до самой его смерти так как молодой композитор находился под сильнейшим влиянием великого педагога, к которому относился с сыновьей любовью . " Немногие были так близки мне, как Римский - Корсаков. А после смерти моего отца Н А.. Римский - Корсаков стал ещё ближе.".

-2

. Смерть Римского - Корсакова потрясла Стравинского. Памяти учителя он написал " Траурную песню" для оркестра.

В 1909 году, начинается сотрудничество с Сергеем Дягилевым, которого композитор считал своим духовным отцом. Это был человек огромного вкуса. Когда Дягилев услышал " Фейервейк, он понял, что нашёл " своего композитора. Для знаменитых дягилевских " Русских сезонов" в Париже Стравинский написал балеты " Жар - птица" , " Петрушка" и " Весна священная".

25 июня 1910 год. - дата начала мировой славы Стравинского. В этот день на сцене парижского театра " Гранд - опера" состоялась премьера " Жар - птица" и " Петрушка".

Балет Стравинского " Жар - птица" был написан по мотивам русских народных сказок о Жар - птице и Кащее Бессмертном. Либретто было создано М. Фокиным при участии художников А. Бенуа и А. Головина... Сценарий балета композитор написал вместе с Бенуа, который разработал и костюмы, а ставил балет М. Фокин.

Композитор дал балету подзаголовок - " Потешные сцены" в четырёх картинах. Содержание балета простое - главные герои - куклы, участвующие в ярмарочном балаганном спектакле. Но это не просто кукольный спектакль , а драма, взятая из жизни людей. Петрушка влюблён в красавицу балерину. Его соперник - Арап. А балерина, холодная и пустая, изменяет Петрушке с богатым Арапом. В музыке балета две образные сферы - кукольная и человеческая. Это не было новым в русской музыке, но в балете Стравинского всё было перевёрнуто. Кажется, что людская ярмарочная жизнь - это мечты, маски, театр. А кукла Петрушка, наоборот , наделён настоящей человеческой душой. Большое место в балете занимают массовые сцены, но главное .новшество композитора заключалось в новом видении народа. Это толпа людей, праздничная улица, быт с яркими платками, красными рубахами. В народные сцены он вводит знакомые песни " Вдоль по Питерской", " Ах, вы сени, мои сени", " Не лёд трещит", так композитор создал красочный образ городского народного гуляния, а индивидуальные характеристики получили лишь куклы. Ёщё ярче новаторство композитора проявилось в балете " Весна священная" ( картины языческой Руси). Тема языческая - была близка многим представителям " серебрянного века" - А. Блоку, В. Брюсову. Но очень ярко передал эту тему в своих работах художник Н. Рерих, который сделал декорации и для балета. В " Весне священной" нет развёрнутого сюжета, а есть две части - " Поцелуй земли" и " Великая жертва. В них воспроизводят древние обряды: весенние гадания, девичьи хороводы, похищение невесты, шествие Старейшего - Мудрейшего, поклонение земле. Финалом балета служит жертва- приношение солнечному божеству прекрасной девушки. Композитора всегда привлекали древние верования, основанные на таинственной связи человека с природой. Он писал: " В Весне священной я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни". Величественный дух языческой Руси породил новые интонации, ритмы, краски. Музыка балета похожа на самые древние народные заклички. Премьера балета в Париже в 1913 году провалилась. Слишком нова была музыка , но спустя год эта музыка прозвучала в концертном исполнении и была удостоина хороших отзывов в прессе. Накануне первой мировой войны композитор уезжает за границу. Это было время огромного творческого подъёма. Театр стал воплощением его творческих устремлений. В 1919 - 1920 годах Стравинский создал для Дягилева балет " Пульчинелла". В этом балете Стравинский опирался на музыку Перголези. " Что должно преобладать в моём подходе к музыке Перголези, - спрашивал себя автор, - уважение к его музыке или любовь к ней?.. Только уважение само по себе всегда бесплодно и не может стать творческой силой. Для творчества нужна динамика, нужен некий двигатель, а есть ли на свете двигатель более могучий , чем любовь?" В 1922 году Стравинский переехал в Париж. В этом городе в то время бывали Пикассо, Матисса, Нижинский и молодой Хемингуэй, и поэтому в нём царствовало новое искусство. И композитор очень органично вписался в атмосферу этого города. В 1934 году композитор принял французское подданство, но гражданином Франции он пробыл недолго. Осенью 1939 года он переехал в США. К этому времени Стравинскй уже был автором множества произведений. Жизнь его потихоньку устраивалась. Ему заказывали пьесы для джаз - оркестров, фортепианную музыку, польки для популярного цирка Барнея, а также балеты " Орфей, " Агон", оперу" Похождения повесы", духовные сочинения. Продолжая рассказ о творческой жизни композитора , отмечу, что до 1967 года Игорь Фёдорович выступал как дирижёр симфонического оркестра во многих странах мира, а в 1962 году после пятидесятилетнего перерыва он посетил Россию, дал несколько авторских концертов в Москве и Ленинграде, эти города восхитили композитора. О Ленинграде Стравинский говорил : " Много повидал на своём веку, но такой архитектуроной красоты, как в Ленинграде, я нигде и никогда не увижу. Поразительный город!" А когда корреспондент спросил у него , как он относится к красавице Москве, композитор ответил : " О красавице не говорят , ее попросту любят". Последние выступления композитора проходили в Европе и состоялись они в 1968 году. К сожалению здоровье композитора не позволяло ему частых переездов и физических нагрузок. В апреле 1971 года Игорь Фёдорович Стравинский умер в Нью - Йорке на девяностом году жизни.

Творчество композитора И. Ф. Стравинского многогранно и достаточно сложно. За долгие творческие годы он не раз поражал слушателей неожиданными поворотами своего стиля. Недаром его называли " человек тысячи одного стиля", " композитор - хамелеон" , " законодатель музыкальных мод". Действительно, в своих творениях он обращался то к Богу; то к Чайковскому, то к Веберу. Но такие повороты творческого пути композитора были связаны с решением тех задач, которые он перед собой ставил: " Я не разностилен, я просто иду по пути , избранному мной". И в этой многоликости композитора проявляется универсальность его мышления, воспринимающего культуру не как набор разных стилей и жанров, а как некую целостность. Недаром одна из современных исследователей творчества композитора Н Вершинина писала: " Стравинский берёт разное, играет отобранным матералом, как бы выставляя на обозрение многовековую историю человеческой культуры, множит варианты , выставляя всегда одно - ценность и красоту самого искусства, его извечность и неистребимость."

-

-3

Композитор, пианист , дирижёр Игорь Фёдорович Стравинский умер в Нью - Йорке, но похоронен на острове Сан - Микеле. Рядом с ним позже была похоронена и его жена.

.

.