Анастасия - хирург из Санкт-Петербурга, но летом она отправляется в горы, чтобы оказывать медицинскую помощь в самых экстремальных условиях, какие можно себе представить. О первой помощи в горах и медицине в альпинизме в Анастасия рассказывает в этом интервью.
Для начала расскажи о себе. Какая у тебя специальность, какой опыт работы?
Мне 29 лет. Специальность - хирургия. Один год я отработала в ЦРБ, 2 года в отделении сочетанной травмы многопрофильной больницы.
А как ты оказалась в альплагере?
В Питере есть сообщество волонтеров-медиков - "Уличная медицина". Один волонтер, мой хороший друг, предложил съездить. На сборы требовался врач. Со мной поехала врач-терапевт и альпинистка, но она была участником сбора и ходила в горы, а я работала официальным врачом сборов.
Почему ты решила согласиться?
Я люблю горы, во-вторых это интересный опыт. Тут тебе оплачивают проживание, еще и зарплату платят.
Расскажи подробнее про зарплату и про опыт.
Зарплата у меня была 3000 рублей в день. Работать оказалось очень интересно. Альпинисты - народ ответственный и подготовленный. Ложных вызовов не бывает, у каждой группы на маршруте своя аптечка. На сборе обычно около 10 групп, в группе по 5 человек.
Как выглядит твой рабочий график?
Я всегда должна быть в базовом лагере или недалеко от него. Можно сходить погулять, но обязательно с рацией. Группы выходят из лагеря в 2 часа ночи, к рассвету подходят к горе и начинают восхождение, вернуться могут тоже ночью. Так что мой рабочий график - 24*7. Сборы длились 20 дней, я работала 14 из них, в начале сборов работал другой врач, которого я сменила.
То есть ты единственный врач в районе и постоянно на связи? Как часто бывают вызовы?
Да, других врачей там не было. У старшего тренера со всеми группами на восхождении была связь каждые 3 часа. База была на приеме постоянно. Если что-то случалось, сразу докладывали на базу. Мы со старшим тренером и ответственным за безопасность жили в одной хижине. Старший тренер, ответственный за безопасность и врач обязательно должны быть на альпмероприятии в отдаленных районах по регламенту.
Расскажи, где ты жила, на чем выезжала на вызов (или добиралась пешком), как к тебе доставляли больного? Какие удобства предоставляет лагерь?
Мы жили в хижине, рассчитанной на 10-12 человек. В ней стоят двухэтажные нары по 5-6 мест снизу и сверху. Кроме меня, ответственного за безопасность и старшего тренера там еще жили 3 инструктора и 2 участника. Отопления нет, но в теплом спальнике довольно комфортно. Электричество есть 2 часа в сутки, когда включают генератор. Туалет на улице, душа нет. Ребята использовали большой черный мешок (camp shower), его наполняли водой, за солнечный день он немного нагревался и можно было помыться из него.
В основном, пострадавшие приходят сами. Одну девушку с перфоративной язвой вертолет забирал с ледника. До вертолета к ней успела прибежать моя коллега-альпинист с физраствором и поставить капельницу. Через час после этого прилетел вертолет. Я бы не смогла пешком добраться так быстро, здесь нужна хорошая физическая форма. В тот раз вертолет прилетел за 2,5 часа, но обычно его ждут значительно дольше. Оплачивает вертолет страховая компания, но на нее не всегда можно положиться. Ребята боялись, что диагноз не подтвердиться и страховая не оплатит вылет. Нам пришлось написать расписку, что в случае неподтверждения диагноза мы все расходы берем на себя. Обычно расходы на эвакуацию вертолетом составляют 4000 долларов в час.
Еще был случай вывиха надколенника. Парень был иностранец, повредил ногу на спуске от базового лагеря. Я добиралась до него пешком. Когда пришла, его уже обезболили, иммобилизовали и спускали вниз навстречу МЧС. Спасработами руководила опытный инструктор со значком "Спасение в горах". Все участники спасработ действовали грамотно, мне не потребовалось вмешиваться.
Значок "Спасение в горах" выдается альпинистам, прошедшим одноименный учебно-тренировочный сбор и сдавшим экзамен. Мероприятие проводит Федерация альпинизма России.
А кто оплачивает вертолет и вашу работу?
Вертолет оплачивает страховая компания, если вызов не ложный. У всех участников сбора, включая персонал, есть страховой полис. Мою работу, как и работу инструкторов, оплачивают участники сбора. Возможно, какой-то вклад вносит Федерация альпинизма России, я этого точно не знаю.
Какую помощь в основном приходится оказывать?
В основном, перевязки мелких ран.
Какое образование должно быть у врача, который едет на сборы? Требуется ли проходить дополнительные курсы (ALS, BLS)?
Диплома врача достаточно.
Расскажи о вашем оснащении.
Из аппаратуры есть тонометр, пульсоксиметр и фонендоскоп. Аптечка маленькая, рюкзак 7 кг весит. Если еще поеду с этим клубом на сборы, возьму свою аптечку, большой тактический рюкзак с кучей отделений, можно удобно хранить медикаменты. У каждой группы еще есть своя маленькая аптечка с ампульницей, где хранятся адреналин и дексаметазон. Все участники проходят курсы первой помощи.
У вас есть медицинская лицензия? Как решается вопрос "расширения" первой помощи: в перечень мероприятий первой помощи не входят уколы адреналина...
Это не территория РФ, альплагерю медицинская лицензия не нужна, насколько я знаю. Да, в комплекс мероприятий первой помощи не входят уколы, но большинство участников умеют делать внутримышечные инъекции. По рации я могу рекомендовать сделать укол. Например, когда мы спасали девушку с язвой, я рекомендовала сделать кеторол, но в течение 30 минут эффекта не было, я рекомендовала сделать нефопам. Оба препарата были в аптечке группы.
В Киргизии вопросы оказания первой помощи регулируются Законом «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» от 9 января 2005 года № 6. Первая помощь может оказываться лицами без медицинского образования в экстренных ситуациях до прибытия медицинского персонала.
Опиши свой рабочий день в альплагере: во сколько встаешь, где принимаете пищу?
В базовом лагере есть хижина "Бар", там можно позавтракать, пообедать и поужинать. Есть сэндвичи, "сникерсы", пиво и еще какой-то алкоголь. В базовом лагере можно взять в аренду спальник, пенку, снять место в палатке или хижине. Там работают 2 парня и девушка, они меняются каждые 2 недели. Девушка готовит, парни таскают воду, продукты и газ. Завтрак в 8.30, обед в 14.00, ужин в 19.00. Кормят хорошо, вкусно и много. Базовый лагерь содержит компания Ak-Sai Travel, у них много туристических локаций в высокогорной Киргизии.
Ала-Арча - национальный парк, расположенный на северном склоне Киргизского хребта. В ущелье проложены около 150 туристских маршрутов, альпинистские базы работают круглый год. В 41 км от парка находится столица Киргизии Бишкек, до нее проложена асфальтированная дорога.
Какую отчетность ведет врач лагеря?
Никакую отчетность я не вела.
Как маршрутизируются пациенты? Приведи пример, кого бы ты оставила в лагере, кого отправила в больницу на машине, а кого на вертолете? Вы проводили медосмотр групп перед выпуском на маршрут?
Если требуется дополнительная диагностика (рентгеновская или анализы), а также лечение, которое я не смогу провести в лагере, пациент отправляется в больницу. Если он может идти, то спускается вниз с сопровождающим и вызывает скорую помощь. Если не может, мы вызываем вертолет. Перед каждым выходом на маршрут участники проходят осмотр (измерение артериального давления, пульса, пульсоксиметрия). Если все показатели в норме, я расписываюсь в маршрутном листе и выпускаю группу.
Как решается вопрос с обезболивающим? У вас же нет наркотических анальгетиков?
Наркотиков на базе нет, только нефопам и НПВС.
Приходилось ли тебе лечить тяжелые формы горной болезни? Что у вас есть для этого?
Бывает довольно часто высотный отек легких, но мне лично диагностировать его не приходилось. В аптечке есть нифедипин, диуретики, дексаметазон. Но основная помощь - быстрый спуск с высоты.
Высотный отек легких - жизнеугрожающее состояние, возникающее при быстром подъеме на большую высоту (от 2400 м). Характеризуется одышкой сухим кашлем (позже начинает отходить пенистая розовая мокрота), учащенным дыханием и тахикардией, посинением губ, ногтей, языка, хорошо различимыми даже без стетоскопа хрипами в легких. Состояние характеризуется высокой смертностью, требует немедленной эвакуации и госпитализации.
У вас есть возможность проконсультироваться онлайн по поводу сложных случаев?
В 10 минутах пешком от Бара на горе есть место, где ловит связь. В принципе оттуда можно с кем-то созвониться. В солнечную погоду работают солнечные батареи, есть электричество и wi-fi.
Какие антибиотики обычно используете?
В аптечке есть амоксиклав, азитромицин и ципрофлоксацин.
Обычно альплагеря привлекают местных медиков или врачей из России? Как взаимодействуете с местным МЧС?
Обычно приезжают медики из России. С МЧС взаимодействует ответственный по безопасности.
МЧС Кыргызстана проводит высотные аварийно-спасательные работы, в том числе в рамках развития горного туризма и альпинизма. В частности, спасательная команда "Эдельвейс" успешно проводит аварийно- и поисково-спасательные работы в горах на высоте до 5000 метров.
Как попасть в альплагерь на работу, где размещают вакансии?
Я узнала о вакансии через друзей.
Чем занимаешься в свободное время в альплагере? Тяжело ли без интернета и возможности покинуть рабочее место надолго?
В основном, читала книги, училась играть на гитаре, изучала английский язык. Без интернета сразу появилось много свободного времени! И свободы передвижения мне было достаточно.
Ты бы хотела еще вернуться?
Думаю, да.
Можешь рассказать какой-нибудь запомнившийся случай?
Однажды пришлось шить рану на голове прямо в хижине, при свете фонариков. В качестве хирургических инструментов использовали плоскогубцы и щипцы для бровей. От базового лагеря идти вниз еще 4 часа, но дело было ночью, а пациент до этого еще 5 часов спускался с горы. Все риски были разъяснены, согласие на вмешательство получено.
С какими ошибками в оказании первой помощи встречалась чаще всего?
Непосредственно первую помощь ребята оказывали без ошибок, но на зачете ошибки были. Однажды предложили человеку в судорогах разжать зубы и достать язык. Этот миф будет жить вечно!
Спасибо за интервью!