Найти в Дзене
КиноБуква

«Цементный сад» - шокирующий роман о сломанной детской психике и одна из самых мерзких книг в мировой литературе

Оглавление
«Порой мне казалось, что мы сидим в ожидании чего-то ужасного, и тут же я вспоминал, что ужасное уже случилось».
Иэн Макьюэн

Цитата из книги, которая идеально передает атмосферу и ужас происходящего. Интересно, что схожий по послевкусию роман «Цветы на чердаке» Вирджинии Эндрюс даже был запрещен некоторое время, а «Цементный сад» нет. Впрочем, как и «Повелитель мух» Уильяма Голдинга.

Творчество Макьюэна вообще специфично. Во всех смыслах. Я читала не так много его произведений, помимо дебютного «Цементного сада», написанного в 1978 году, - «На берегу», «Искупление» и «Амстердам», за который автору была присуждена Букеровская премия, но каждый раз в ступоре. Каждый. Хотя, признаться, поразил до онемения только «Цементный сад». Спектр эмоций от омерзения до восторга. Омерзение – от сюжета, восторг от того, как идеально написано. Так, что омерзение действительно возникает.

Книга - шок. Книга - провокация.

📚Иэн Макьюэн «Цементный сад»

Фото из личного архива автоа канала
Фото из личного архива автоа канала

Если не вдаваться в шокирующие подробности, то, по идее – это роман воспитания. Каким оно получилось, и что выросло и воспиталось – другой вопрос. Макьюэн представляет вариант того, что может произойти с психикой детей, оставшихся без родителей и каких-либо взрослых вообще. Жуткая история не про счастливое и радужное, а про страх и боль, глупость и отчаяние, легкомыслие и гендерное самоопределение. И про инцест. У романа возрастной ценз 16+, но я бы не рекомендовала раньше восемнадцати.

Статья содержит спойлеры, потому как я хочу предупредить, что вы можете встретить на страницах романа и к чему надо быть готовым!

Повествование ведется от лица пятнадцатилетнего Джека, который находится в самом расцвете пубертата со всеми вытекающими подробностями (протест во всем, нежелание следить за собой и постоянное уединение в туалете). У Джека есть старшая сестра Джули семнадцати лет, младшая сестра Сью тринадцати лет и самый маленький в семье Том, ему шесть. И шокирует роман с самой первой страницы, потому что игры, которые придумали себе трое старших детей – повод обратиться к специалисту.

Странный отец семейства умирает, оставив после себя много цемента (он, страстный садовод, вдруг решил замуровать свой сад). Мать после похорон слегла, да так и не встала. А потом и вовсе тихо угасла в своей спальне.

«Ни мать, ни я не упоминали о том, что этот праздник - как и все прочие праздники – нам испортил отец. Ему нравилось, когда дети ходят по струнке, сидят прямо, разговаривают тихо и вежливо, словом, соблюдают установленные им правила игры. Шум, беспорядок, бесцельная беготня выводили его из себя. Не было такого дня рождения, на котором он бы на кого-нибудь не срывался».
Иэн Макьюэн

Предполагая, что после смерти обоих родителей детей могут отдать в приют, Джек и Джулия решают не сообщать, что мать умерла. Но стоит жара, тело начинает распространять вонь, и надо уже что-то с этим делать. Трое старших сносят труп в подвал, кладут в сундук и заливают цементом. А почему же никто не заметил, что дети одни, спросите вы? Семья вела крайне уединенный образ жизни, гости к ним не приходили, на момент смерти было лето, каникулы, и вообще, в юности кажется, что всё как-то само собой уладится и разрешится. Одним словом, о том, что четверо детей остались одни – никто не знал.

Далее начинается самостоятельное плавание. Поначалу дети наслаждаются свободой, поедают шоколадные батончики и фрукты, бездельничают и всячески делают вид, что ничего такого в их жизни не произошло. Затем оказывается, что грязную посуду кто-то должен мыть, вещи стирать, а еда сама себя не приготовит. Роль родителей автоматом ложится на Джули и Джека. Они старшие, значит, вся ответственность на них. Складывается новая семья, точнее новый вариант старой семьи, где два члена выбыли навсегда. Джули знакомится с парнем старше себя (ему двадцать три), которого волнует тайна подвала, откуда тянет странно-удушливым сладковатым запахом, малыш Том внезапно заявляет, что хочет быть девочкой, ведь в школе его обижают, а он не может дать сдачи. Девочки не дерутся, пожалуй, буду девочкой. Сестры радостно наряжают братишку в платье и напяливают на него парик. Новая кукла готова.

«Девочкам можно носить джинсы, и рубашки, и ботинки, и коротко стричься, потому что мальчиком быть хорошо. Если девочка выглядит как мальчик, она как будто поднимается на ступеньку выше. Но ты считаешь, что для мальчика обидно выглядеть как девочка, потому что втайне веришь, что обидно быть девочкой».
Иэн Макьюэн

Чем дальше, тем хуже, ведь главные «враги» Джули и Джек внезапно начинают проявлять интерес друг к другу. Что заканчивается противозаконной сценой даже не 18+, а 21+. Финал обескураживающий, но закономерный. Бывший парень Джули, который совал нос в подвал и вынюхивал тайны, застукал брата и сестру, и только этот факт (!) заставил его обратиться в полицию с заявлением, что в подвале в сундуке труп матери этой милой четверки родственников, которые словно играли в игру по одним им известным правилам. Дети, которые не поняли, не осознали, что родителей больше нет…

Ох, друзья, тяжелое было чтение. Я несколько дней переваривала, настолько сильный эффект на психику оказала эта книга. Мыслей очень много, но думаю, что на каждого читателя воздействие будет разного уровня, поэтому смысла в долгих и пространственных фразах не вижу. Если решитесь на чтение, или если уже читали, давайте обсудим. Что угодно – мотивы, характеры, поступки.

У романа есть экранизация. Фильм вышел в 1992 году, с, между прочим, «Серебряным медведем» за лучшую режиссуру – Эндрю Биркин (в главных ролях Шарлотта Генсбур и Эндрю Робертсон). Я рискнула и посмотрела. И, скажу вам, если книга не для всех, то и фильм – тем более.

«Теперь я не совсем понимал, зачем мы вообще спрятали маму в сундук. Тогда это казалось естественным чтобы остаться вместе, сохранить семью. Но может быть, нам интереснее жилось бы по отдельности? Я не мог даже понять, что именно мы сделали – понятную ошибку, которую на нашем месте совершил бы каждый, или что-то из ряда вон выходящее, такое, что, если об этом узнают, это появится на первых полосах всех газет».
Иэн Макьюэн

С уважением, Мария КиноБуква. Смотрели/читали?

Обсуждаем кино, сериалы и книги - в ТГ и ВКонтакте. Подписывайтесь, буду рада))