Археологическое городище "Старая Рязань" в Спасском районе Рязанской области известно всем любителям древностей. Широкое поле, окруженное грандиозными валами, - это не только место раскопок, но, в первую очередь, памятник доблести русских людей.
На этом месте в 11 - 13 веках находилась первая столица Рязанского княжества - город, первым ставший на пути Батыева нашествия, 5 дней оборонявшийся без помощи извне, погибший, не не сдавшийся.
Все последующие столетия мёртвый город хранил в своих недрах артефакты некогда богатой крепости, недаром получив название "Рязанские Помпеи".
Археологическое изучение Старой Рязани началось в 1822 году сразу после сенсационной находки первого драгоценного клада, спрятанного накануне штурма города ордами Батыя.
На рубеже 19 - 20 веков Старую Рязань исследовала Рязанская ученая архивная комиссия (РУАК). С работой на городище члена комиссии Алексея Васильевича Селиванова и связаны две находки - две истории, которые мы сегодня расскажем.
История первая: "Образок"
В 1887 году Селиванов был направлен на раскопки в Старую Рязань после сообщения о находке местными жителями "различных старинных серебряных вещей". Некоторые из этих найденных крестьянами предметов Селиванов тогда же приобрел для коллекции Рязанского музея.
В реферате, прочитанном на VIII Археологическом съезде, Селиванов отметил, что из приобретенного «в особенности интересен обломок золотого предмета с эмальированным изображением Спасителя хорошей Византийской работы».
В учетных документах при поступлении в музейную коллекцию предмет, о котором идет речь, был определен как «образок». Это маленькая пластина с погрудным образом Христа Вседержителя размером 1,5×1,3 см и толщиной 0,5 мм (общий вес 0,94 г, золото 750-й пробы).
Голова Христа окружена нимбом, ее абрис точно соответствует форме пластины, черты лица крупные, из-за мелкого масштаба глаза переданы обобщенно, волосы гладкие, спадающие надо лбом небольшой космочкой, благословляющая десница Спасителя перед грудью, в левой руке Евангелие с четырехконечным крестом на крышке. Слева и справа от изображения – буквы «IC XC» под титлами. Цвета эмали сильно потемнели и проявились только при сканировании пластины с высоким разрешением и последующим высветлением.
В 1895 году, согласно договору с Императорской археологической комиссией, наиболее интересные находки Селиванова были посланы в Петербург для их изучения археологом академиком Н.П. Кондаковым, крупным специалистом по русским кладам. Он охарактеризовал её так: «Самая замечательная находка представляется… эмалевым образком Спаса, снятым с оклада или иконы, вырезанным в виде киотца уже позднее, и ничем не отличающимся от обычных византийских эмалевых типов XII века… но уже местной работы, что видно вполне по технике рваных контуров, почерневшей эмали и измененным цветам".
История вторая: "Странная статуэтка"
В 1888 году все тот же Алексей Селиванов проводил раскопки на месте фундаментов Спасского собора в Старой Рязани. Об одной из находок он оставил подробную запись в своем дневнике:
«В центральной части насыпи в двух аршинах глубины... обнаружился вертикально стоящий небольшой обрубок сгнившего дерева, от верхнего конца которого отпала бронзовая женская фигура в виде бюста.
Под слоем глины, пространство которого суживалось книзу, оказался слой плотно примятой чёрной земли глубиною на один аршин. На поверхности этой земли, покрытой остатками от еды (рыбья чешуя, свиные зубы, косточки разных животных и пр.), найдены осколки горшка, витое каменное колечко и бронзовый крестик".
Из этой записи довольно сложно понять, что представляло собою сооружение, где находилась "фигура", оказавшаяся статуэткой идола. Ясно лишь то, что она увенчивала собой деревянный столб с остатками жертвоприношений, который располагался внутри помещения, а не на открытом святилище. Возможно, это была землянка, поскольку культ был тайным. Землянка находилась в слое, лежащем ниже основания Спасского собора, то есть относящемся ко времени ранее конца 12 века.
В середине 20 века бронзовым идолом из Рязанского музея заинтересовался известный советский археолог Александр Львович Монгайт. Во-первых, он дал подробное описание статуэтки:
«Это бронзовая литая полая фигурка, составляющая лишь половину четырёхликого идола. Очевидно, к задней её стороне приставлялась такая же фигурка. На боковых частях идола разрез находится на середине носов. Эти большие треугольные носы чётко выделяются: боковые из них имеют сильно подчёркнутую горбинку. Глаза и груди отмечены небольшими циркульными кружками. Левый глаз имеет в центре сквозную дырочку. Губы проведены в виде трёх полосок, три пробитых насквозь дырочки как бы показывают оскал зубов. На груди идола изображена человеческая маска».
Во-вторых, Монгайт выдвинул предположение, что языческое святилище с этим идолом могло существовать в относительно позднее время, когда в городе уже были построены христианские храмы. Об этом свидетельствует находка бронзового крестика в слое, содержавшем остатки жертвоприношений. Пережиточное сохранение древних культов, особенно в долго сопротивлявшейся введению христианства земле вятичей, не вызывает удивления.
Волхование не исчезло с утверждением христианства, оно стало тайным. Не исчезло и поклонение идолам. В народе "двоеверие" было широко распространено. Церковно-обличительная литература, направленная против пережитков язычества, ярко свидетельствует об этом.
Возможно также, что языческое святилище было уничтожено и на его месте преднамеренно воздвигнут христианский храм (Спасский собор) в целях борьбы с традицией поклонения языческому божеству, совершавшемуся на этом месте. Еще со времен Владимира пошла традиция "рубити церкви и поставляти по местом идеже стояху кумиры".