Итак, вашему малышу, как и моему, один год и пять месяцев. И это значит, что мы имеем дело не просто с кабачком-младенцем, а с настоящим маленьким человеком, у которого уже есть характер, предпочтения, и — барабанная дробь — первые слова. Иногда это «мама», иногда — «дряка», а иногда — нечто, напоминающее аккадский или суахили. И только вы понимаете: это не марсианский, это — прогресс.
Получается, что вы, как и я, осваиваете новую профессию переводчика с «малышового» на человеческий. Давайте вместе попытаемся разобраться, как помочь ребенку пополнить словарный запас, не доведя до дергающихся глаз членов семьи, соседей и кота.
Понимание того, что слова — это ещё не всё
Как я для себя поняла и усвоила, моя почти полуторагодовалая дочь вряд ли сообщит мне о своих намерениях языком Льва Толстого. Ну, то есть она не скажет мне: «Матушка, я не буду есть это картофельное пюре, я сейчас намерена кататься на пылесосе без памперса». Вместо этого я услышу: «Трррря! Буууу! Ня!»
И я не паникую. Это нормально. Половина работы ее мозга сейчас занята освоением тонкого искусства размазывания остывшей каши по стенам. Но помогать с речевыми навыками я все же пытаюсь.
Я веду разговор, даже если меня не слушают (ведь она точно слушает)
Говорю. Говорю, говорю и проговариваю всё, что делаю. Громко, чётко, с интонацией актёра дубляжа.
Моем руки? Будем говорить об этом.
— Вот мы открываем кран... Вот полилась вода! Прямо на пальчики! Тёплая вода! Водичка! Теперь мыло! Ну-ка давай намылим мылом ручки.
Да, конечно, если послушать со стороны, как я звучу, то звучу я, наверное, как чокнутый профессор в магазине сантехники. Но я также понимаю, что для своего ребенка именно я — гуру речи. Она впитывает всё. Даже когда смотрит на меня с выражением лица «мне бы сейчас тертого яблока, а не твой этот разговорный клуб».
Чтение. Даже если книги — это летающие объекты, которые можно грызть
Чтение с малышом — это святое. Даже если книжка уже выглядит так, будто ее несколько раз пропустили через мясорубку.
Вы читаете:
— «Шёл по лесу ежик...»
Ребёнок: разрывает ежика на две части и пробует его на вкус. Сначала голову, потом — все остальное. Я не шучу. Именно такая участь постигла нашу книжку-панорамку. "Теремок" и "Колобок" пока еже живут.
Телевизор, мультфильмы, подкасты для младенцев — всё это, конечно, круто, но я убеждена, что лучший источник речи для малыша — живой человек.
Но мы не сдаемся. Даже когда половина страниц отсутствует — мы продолжаем читать. Кстати, муж ввел эту практику в оборот во времена, когда ей вообще, кроме сна и молока, было неинтересно ничего. Чтение, как говорят эксперты, формирует ассоциации: слова = интерес = весело = вкусно. Ну ладно, вкусно — это лишнее, но вы поняли.
Повторение — мать мучения
А это нормально, что ей нравится повторять одно и то же по 796 раз в день? Таким вопросом я задавалась довольно долго, пока наконец не поняла, что маленькие дети — просто фанаты повторов. Так, если вы однажды спросите «Где твой серый бурундук?» — и ребёнок покажет на коробку, где действительно лежит игрушка, — похвалите и повторите. И снова. И ещё раз. И потом ещё 188 раз.
У вас есть шанс выучить первые 30 слов малыша быстрее, чем таблицу умножения. Главное — не взорваться. Или хотя бы делать это тихо, пока он спит.
Жесты вместо языка
Я знаю, что некоторые малыши предпочитают говорить руками. Нет, они не устраивают стендап в стиле пантомимы, однако их жесты пока развиты лучше, чем их речь.
- Вот дочь тащит меня к холодильнику, и я понимаю — голодна.
- Показала на дверь — значит, хочет гулять.
- Развела обе ручки в стороны, значит, что-то кончилось: йогурт, мультик, мамино терпение (шутка).
Я всегда поддерживаю ее. На все жесты отвечаю словами:
— Ага, ты хочешь йогурт? ЙОГУРТ! В холодильнике! ЙО-ГУРТ!
Пока она только оживленно кивает, но я-то знаю, что в ее головке уже что-то откладывается: «Так, эта белая штука, которую я ем, называется «йогурт», а не просто «а-ма-на-ма».
Окружить малыша своими словами и всегда праздновать успех
Телевизор, мультфильмы, подкасты для младенцев — всё это, конечно, круто, но я убеждена, что лучший источник речи для малыша — живой человек. Именно с нами, с родителями, он учится интонации, мимике, структуре речи и тонкому искусству переговоров («еще одну ложечку, и мы пойдем играть с лошадками»).
Первое «мама» — вы умиляетесь в слезах счастья. Первое «папа» — вы снимаете это на видео. Первое «пук» — вы смеётесь до боли в животе.
Это всё — шаги в развитии речи. Пусть неловкие, с ошибками, с запутанными звуками — но это ваш малыш делает первые попытки в языкознании. И, конечно же, их надо праздновать, напоминая ребенку, какой он молодец!
Не все говорят в 1,5 — и это тоже нормально
У меня много подруг, дети которых такого же возраста, как моя дочь. Я могу сказать, что далеко не все из них цитируют Куприна, рассказывают сказки с выражением или… хотя бы просто что-то говорят. Кто-то по-прежнему предпочитает хрюкать, лепетать, кричать «бааааа» и стучать сковородками. И, как мне кажется, все эти варианты — окей. Главное — общение, любовь и терпение. Много терпения. Особенно когда ваше первое утреннее «мама!» звучит в 4:57 утра... из ванной... с рулоном туалетной бумаги во рту у малыша.