Нынешние времена радуют ренессансом постапокалиптического жанра в сериалах. Не успело человечество выжить в вечно движущемся поезде и замочить всех ходячих мертвецов, как уже бац - и оно уже где-то сражается с грибами, выживает в подземном бункере и на отравленной поверхности, а в Латинской Америке и вовсе вдруг посреди жары пошел снег-убийца. И никто не понимает, ни что с этим делать, ни что вообще творится. Вариант один — возрадоваться, что дома завалялся трофейный противогаз, нарядиться в космонавта и пойти разведать обстановку. Собственно, это и показывают в первом сезоне сериала «Этернавт», впечатлениями от которого я делюсь ниже.
Сюжет закручивается по классике, я бы даже сказала, буднично. Вечер перед выходными, лето, жара, Буэнос-Айрес. Кто-то играет в баскетбол, кто-то устраивает девичник на катере, кто-то тусит на улицах и в кафешках, кто-то собирается под крышей на покер и бутылочку виски, которую вот-вот привезет курьер... И вдруг пропадает электричество, на телефонах нет сигнала, а за окном идет снег. От которого почему-то люди умирают.
Мы, зрители, будем смотреть на все "глазами" одного из "покерной" компании - ни сыграть, ни напиться в кругу друзей не удалось, потому что снаружи происходит что-то странное, а внутри страшно и нервно. Потому что они все совершенно обычные люди, без аномально высокого IQ, суперкрутой военной (да и просто физической) подготовки, телепатии, телекинеза, способности проходить сквозь стены или какие там еще бывают сверхспособности в таких ситуациях. А еще ни у кого из них не было паранойи по поводу непременного конца света, а значит, никто не подготовился и ничем не запасся толком. Хорошо, что допотопный противогаз завалялся, правда. Ну и в пленку можно замотаться, чтобы проклятый снег на кожу не попал. Ничего другого и не остается - нужно идти и смотреть своими глазами, что происходит, как остальные, принимаются ли какие-то меры и надолго ли это все. Никто ничего не знает - и герои, и зритель, и потому разбираться придется вместе.
Прежде, чем рассказывать о том, что «Этернавт» снят по культовому комиксу середины прошлого века, с создателем которого такая история, что в пору снимать отдельный сериал, жесткий и бескомпромиссный, хочется поговорить о том, что лично я фанат жанра. Так уж вышло, что сюжеты, где на мир вдруг обрушивается непредвиденная и необратимая катастрофа разной степени глобальности и тяжести, вследствие чего людям приходится выживать в условиях обрушившейся цивилизации, мне очень по душе с детства. Но обычно в центре таких сюжетов почему-то оказываются не самые простые люди. Что бы ни происходило, герои зачастую демонстрируют чудеса осведомленности, аналитики, собранности, а главное, готовности к любым экстремальным ситуациям. Нет, конечно, кто-то лажает, но главный герой - или несколько - непременно круты. Или почти круты. И, конечно, это логично - за такими наблюдать интереснее, но волей-неволей задумываешься, как бы все-таки это все было в случае обычных людей, совсем-совсем обычных, со своими заморочками и прибамбахами.
А вот El Eternauta как раз такое и показывает, этим и берет: неотшлифованными, совершенно негламурными лицами, бюджетной и потому вполне реалистичной картинкой и, конечно, эффектом "простых смертных". Такой «День триффидов», только в наши дни, в Аргентине и без плотоядных движущихся цветов. Зато с инопланетными жуками и Мегарукой.
Что «Этернавту» особенно удалось, так это атмосфера. Вначале ты кожей чувствуешь страх и растерянность, вместе с героями. Потом начинает расти напряжение, до паники осталось всего-ничего. Далее выход на снежные улицы - и вроде бы стало полегче, победили клаустрофобию, но тут же появились новые страхи. Эпизод во 2-й серии, когда сквозь метель проступает еще один человек в камуфляже, и ты понимаешь, что это явно не тот выживший, с которым стоит знакомиться поближе — до мурашек. Да и не только он.
Некоторые факты об «Этернавте», которые мне показались интересными:
1. Сериал основан на одноименном аргентинском комиксе 1957 года. Но даже в первом сезоне с первоисточником существенные расхождения (для начала, действие перенесено в наши дни, и герои, в целом, другие), а дальше, судя по всему, и подавно разными дорогами пойдут.
2. Во времена военной диктатуры в Аргентине (1976-1983 гг.) «Этернавт» был запрещён, а Эктор Оэстерхельд, автор комикса, пропал без вести. Согласно ряду источников, он и его четыре дочери стали жертвами режима (были убиты). Художник, нарисовавший «Этернавта», Франсиско Солано Лопес, смог вовремя вывезти семью в Испанию и уцелеть. Именно он создал впоследствии два продолжения комикса - с другим сценаристом. Это не единственные продолжения - есть самые разные, в том числе сделанные уже и не по наброскам изначальных идей Оэстерхельда, и без участия Лопеса.
3. В современной Аргентине El Eternauta - культовый и знаковый образ, почти имя нарицательное (например, как в России понятие "сталкер"). А еще, говорят, там очень много граффити по этому комиксу.
Вердикт: первый сезон, на мой взгляд, отличный - включая финал. Сюжет нигде не провисал, все необходимые "вотэтоповороты" случались именно тогда, когда уже казалось, что мы привыкли к неспешности и готовы выдохнуть (а вот не стоит, ой, не стоит!). В общем, неожиданно годно - особенно на фоне откровенно сдувшегося The Last of Us. Рекомендую всем любителям постапокалипсиса - классического, олдскульного, несупергеройского.
Будем надеяться, что второй сезон удержит планку.
Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, обсуждению сериала и подписке на канал!