Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ.
Когда этнограф Валентин Кузьмин впервые оказался в чукотском стойбище в 1990-х, он был уверен, что знает о жизни северных народов всё — ведь он изучал их культуру по академическим трудам. Однако уже в первую ночь его представления о семье и браке разлетелись в прах. Хозяин яранги, оленевод Тынатваль, спокойно предложил гостю разделить ложе со своей женой: «Ты гость, Анна должна тебя согреть».
Кузьмин решил, что ошибся в переводе. Но нет — хозяйка уже стелила оленьи шкуры и с улыбкой приглашала его лечь. Так учёный столкнулся с одной из самых древних и шокирующих традиций чукчей — обычаем делиться женой с гостем.
Гостеприимство по-чукотски: «нэвтумгыт»
За двадцать лет исследований антропологи собрали множество свидетельств о традициях, которые переворачивают представления о морали. Чукчи — один из немногих народов, сохранивших архаичные обычаи почти без изменений.
Отказаться от близости с женой хозяина — значит нанести семье смертельное оскорбление. Этнограф Анна Перетолчина, прожившая три года среди береговых чукчей, описывает этот обычай так:
«Когда в стойбище приходит гость, хозяин обязан предложить ему всё самое лучшее: еду, тёплое место для сна и свою жену для утешения. Женщина не имеет права отказать — это её священный долг перед гостем и мужем».
Этот ритуал называется «нэвтумгыт» — ««товарищество по жене»». Чем важнее гость, тем дольше длится «гостеприимство». Известны случаи, когда торговцы и путешественники месяцами жили в чукотских семьях, пользуясь всеми правами мужа.
В чукотской культуре женщина — не только жена, но и платёжное средство. Богатые оленеводы «одалживают» жён в счёт долгов или за товары.
Этнограф Владимир Богораз ещё в начале XX века описывал случаи, когда чукчи расплачивались жёнами:
«Тымрэт должен был Рэнтенэгу десять оленей. Вместо этого он отдал свою младшую жену на два года».
Эта традиция жива до сих пор. Социолог Ольга Мурашко зафиксировала случай в 2015 году:
«Семья из Марково отдала 25-летнюю невестку за снегоход. Она три года жила в чужой семье, родила ребёнка, а потом вернулась».
Праздник Кильвей и обязательная близость с любым мужчиной
Во время религиозных праздников женщины участвуют в ритуалах, которые современному человеку покажутся ужасающими. На празднике Кильвей замужние чукчанки обязаны вступать в связь с любым, кто попросит.
Муж не только не запрещает жене участвовать, но и сам предлагает её другим. Шаман Анатолий Кергауткын объясняет:
«Женщина — это жизненная сила. Когда она делится ею с охотниками, духи дают богатую добычу».
У чукчей до сих пор практикуются помолвки младенцев. Девочек отдают в семью будущего мужа в 12–13 лет, и они сразу начинают выполнять все обязанности жены, включая супружескую близость.
Когда чукча умирает, его жёны переходят к ближайшим родственникам. Чаще всего — к старшему брату, но иногда и к сыновьям от других жён.
Отказаться — значит быть изгнанной и погибнуть в тундре. В 2018 году в Конергино 19-летняя Энмын досталась в наследство… своему 16-летнему пасынку.
Самый шокирующий случай произошёл в 2010 году в стойбище на Чаунской губе. Оленевод Кэрэк устроил «праздник жён» — мужчины играли в кости, а ставкой были его четыре жены.
Журналист Андрей Щукин стал свидетелем:
«К утру жены Кэрэка достались четырём разным мужчинам. Одна из них, Нэргы, попыталась сбежать, но её избили. В отчаянии она бросилась в полынью».
Власти Чукотки отказались вмешиваться, заявив: «Это внутреннее дело коренного народа».
Сегодня молодые чукчи, получившие образование, всё чаще отвергают обычаи предков. Активистка Татьяна Тынэтэгын создала организацию по защите прав женщин:
«Мы объясняем девочкам, что они могут сказать «нет». Но старики нас ненавидят».
Её организацию даже угрожали убить. Власти в тупике: как защитить права человека, не уничтожив древнюю культуру?
Уполномоченная по правам человека на Чукотке Ольга Косьяк признаёт:
«Мы не можем игнорировать страдания женщин, но и не вправе стирать тысячелетние традиции».
Чукотские обычаи ставят перед нами сложный вопрос: где граница между уважением к традициям и защитой человеческого достоинства?
Пока в мире спорят о толерантности, в снегах Чукотки люди продолжают жить по законам, которые сложились ещё во времена мамонтов. И изменить это — значит разрушить сам народ.
Уважаемый читатель, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал. И ознакомитесь с другими подборками канала.
Ознакомьтесь также с другими материалами:
Подписывайтесь на другие соцсети:
TELEGRAM
ВК
YOUTUBE
RUTUBE
Финансовая Поддержка Канала:
ВАЖЕН КАЖДЫЙ РУБЛЬ
РЕПОСТ ВАШИХ СТАТЕЙ