Найти в Дзене
ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ

Гости могут спать с женой хозяина: традиция чукчей, которая шокирует

Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ. Когда этнограф Валентин Кузьмин впервые оказался в чукотском стойбище в 1990-х, он был уверен, что знает о жизни северных народов всё — ведь он изучал их культуру по академическим трудам. Однако уже в первую ночь его представления о семье и браке разлетелись в прах. Хозяин яранги, оленевод Тынатваль, спокойно предложил гостю разделить ложе со своей женой: «Ты гость, Анна должна тебя согреть». Кузьмин решил, что ошибся в переводе. Но нет — хозяйка уже стелила оленьи шкуры и с улыбкой приглашала его лечь. Так учёный столкнулся с одной из самых древних и шокирующих традиций чукчей — обычаем делиться женой с гостем. За двадцать лет исследований антропологи собрали множество свидетельств о традициях, которые переворачивают представления о морали. Чукчи — один из немногих народов, сохранивших архаичные обычаи почти без изменений. Отказаться от близости с женой хозяина — значит нанести семье смертельное оскорбление. Этнограф Анна Перетолчина,
Оглавление
Изображение взято с сайта https://cdn.fishki.net/upload/post/2023/10/13/6f46a8a/9ef591375df3272326fd1ba1194938c6.jpeg
Изображение взято с сайта https://cdn.fishki.net/upload/post/2023/10/13/6f46a8a/9ef591375df3272326fd1ba1194938c6.jpeg

Всем привет, друзья, вы на канале ЛЕНИВЫЙ ТУРИСТ.

Когда этнограф Валентин Кузьмин впервые оказался в чукотском стойбище в 1990-х, он был уверен, что знает о жизни северных народов всё — ведь он изучал их культуру по академическим трудам. Однако уже в первую ночь его представления о семье и браке разлетелись в прах. Хозяин яранги, оленевод Тынатваль, спокойно предложил гостю разделить ложе со своей женой: «Ты гость, Анна должна тебя согреть».

Кузьмин решил, что ошибся в переводе. Но нет — хозяйка уже стелила оленьи шкуры и с улыбкой приглашала его лечь. Так учёный столкнулся с одной из самых древних и шокирующих традиций чукчей — обычаем делиться женой с гостем.

Гостеприимство по-чукотски: «нэвтумгыт»

Изображение взято с сайта https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/245342/pub_5fd735290b82510af5c8f5e2_5fd7377c9480ec78dc5268f3/scale_1200
Изображение взято с сайта https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/245342/pub_5fd735290b82510af5c8f5e2_5fd7377c9480ec78dc5268f3/scale_1200

За двадцать лет исследований антропологи собрали множество свидетельств о традициях, которые переворачивают представления о морали. Чукчи — один из немногих народов, сохранивших архаичные обычаи почти без изменений.

Отказаться от близости с женой хозяина — значит нанести семье смертельное оскорбление. Этнограф Анна Перетолчина, прожившая три года среди береговых чукчей, описывает этот обычай так:

«Когда в стойбище приходит гость, хозяин обязан предложить ему всё самое лучшее: еду, тёплое место для сна и свою жену для утешения. Женщина не имеет права отказать — это её священный долг перед гостем и мужем».

Этот ритуал называется «нэвтумгыт» — ««товарищество по жене»». Чем важнее гость, тем дольше длится «гостеприимство». Известны случаи, когда торговцы и путешественники месяцами жили в чукотских семьях, пользуясь всеми правами мужа.

В чукотской культуре женщина — не только жена, но и платёжное средство. Богатые оленеводы «одалживают» жён в счёт долгов или за товары.

Этнограф Владимир Богораз ещё в начале XX века описывал случаи, когда чукчи расплачивались жёнами:
«Тымрэт должен был Рэнтенэгу десять оленей. Вместо этого он отдал свою младшую жену на два года».

Эта традиция жива до сих пор. Социолог Ольга Мурашко зафиксировала случай в 2015 году:
«
Семья из Марково отдала 25-летнюю невестку за снегоход. Она три года жила в чужой семье, родила ребёнка, а потом вернулась».

Праздник Кильвей и обязательная близость с любым мужчиной

Изображение взято с сайта https://cdn.dv2030.ru/storage/articles/image/Z7FYb0Tv6I6g47BOIYfhnzcWA5LP1Y4hZk7PX2gF7yzEiZlEtXcQk9ksyf9Sgu2tPaJdQ8CC2mEjLuoeObSAQAlelhzGVMbGRa9hJ62I6DhLMLURxgIotfoqQLd18Ume.png
Изображение взято с сайта https://cdn.dv2030.ru/storage/articles/image/Z7FYb0Tv6I6g47BOIYfhnzcWA5LP1Y4hZk7PX2gF7yzEiZlEtXcQk9ksyf9Sgu2tPaJdQ8CC2mEjLuoeObSAQAlelhzGVMbGRa9hJ62I6DhLMLURxgIotfoqQLd18Ume.png

Во время религиозных праздников женщины участвуют в ритуалах, которые современному человеку покажутся ужасающими. На празднике Кильвей замужние чукчанки обязаны вступать в связь с любым, кто попросит.

Муж не только не запрещает жене участвовать, но и сам предлагает её другим. Шаман Анатолий Кергауткын объясняет:
«Женщина — это жизненная сила. Когда она делится ею с охотниками, духи дают богатую добычу».

У чукчей до сих пор практикуются помолвки младенцев. Девочек отдают в семью будущего мужа в 12–13 лет, и они сразу начинают выполнять все обязанности жены, включая супружескую близость.

Когда чукча умирает, его жёны переходят к ближайшим родственникам. Чаще всего — к старшему брату, но иногда и к сыновьям от других жён.

Отказаться — значит быть изгнанной и погибнуть в тундре. В 2018 году в Конергино 19-летняя Энмын досталась в наследство… своему 16-летнему пасынку.

Самый шокирующий случай произошёл в 2010 году в стойбище на Чаунской губе. Оленевод Кэрэк устроил «праздник жён» — мужчины играли в кости, а ставкой были его четыре жены.

Журналист Андрей Щукин стал свидетелем:
«К утру жены Кэрэка достались четырём разным мужчинам. Одна из них, Нэргы, попыталась сбежать, но её избили. В отчаянии она бросилась в полынью».

Власти Чукотки отказались вмешиваться, заявив: «Это внутреннее дело коренного народа».

Изображение взято с сайта https://i.pinimg.com/originals/49/fa/1e/49fa1e26de92a5ca454c9385ccd080d5.jpg
Изображение взято с сайта https://i.pinimg.com/originals/49/fa/1e/49fa1e26de92a5ca454c9385ccd080d5.jpg

Сегодня молодые чукчи, получившие образование, всё чаще отвергают обычаи предков. Активистка Татьяна Тынэтэгын создала организацию по защите прав женщин:
«Мы объясняем девочкам, что они могут сказать «нет». Но старики нас ненавидят».

Её организацию даже угрожали убить. Власти в тупике: как защитить права человека, не уничтожив древнюю культуру?

Уполномоченная по правам человека на Чукотке Ольга Косьяк признаёт:
«Мы не можем игнорировать страдания женщин, но и не вправе стирать тысячелетние традиции».

Чукотские обычаи ставят перед нами сложный вопрос: где граница между уважением к традициям и защитой человеческого достоинства?

Пока в мире спорят о толерантности, в снегах Чукотки люди продолжают жить по законам, которые сложились ещё во времена мамонтов. И изменить это — значит разрушить сам народ.

Уважаемый читатель, спасибо Вам, что дочитали эту статью до конца. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал. И ознакомитесь с другими подборками канала.

Ознакомьтесь также с другими материалами:

Подписывайтесь на другие соцсети:
TELEGRAM
ВК
YOUTUBE
RUTUBE

Финансовая Поддержка Канала:
ВАЖЕН КАЖДЫЙ РУБЛЬ
РЕПОСТ ВАШИХ СТАТЕЙ