Вчера была на выставке Брюллова в Третьяковской галерее на Крымском валу. О художественной и культурной ценности его полотен писать не буду, для этого есть искусствоведы. Хочу поделиться своими размышлениями об увиденном, как психолог.
Посмотрите на этот автопортрет художника. Уверена, что вы его когда-то точно видели. Для меня здесь изображён утончённый мужчина, немного напоминающий образ Дон-Кихота или кого-то с картин Веласкеса. Проницательный взгляд, много повидавший и сильно уставший. Дальше моё воображение всегда дорисовывало стройную высокую фигуру некоего аристократа с горделивой осанкой. Наверное, длинные пальцы рук и узкое лицо наводили на эту мысль.
➡️ А теперь внимание! Вот как выглядел Карл Брюллов всю свою жизнь, за исключением именно этого портрета.
Близко знавшие его люди свидетельствуют, что Брюллов был маленького роста, с выдающимся животом, с вполне развитым атлетическим торсом на очень коротких ножках, который завершался красивой головой с постоянной причёской, напоминающей причёску Аполлона Бельведерского. Совершенно прямой, отвесный лоб его украшался белокурыми кудрями, серые глаза смотрели насмешливо. Однако восторженным поклонникам всё казалось в нем прекрасным, даже величественным, многие уверяли, что наружность Брюллова по своему характеру напоминает Зевса Олимпийского.
То есть по факту это был такой обаятельный пухляш низкого роста с шикарной шевелюрой, который не имеет ничего общего с тем образом, к которому мы привыкли. Всё дело в том, что на самом его известном автопортрете, он изобразил себя в тяжёлый момент жизни, когда серьёзно заболел после росписи Исакиевского собора. Был измождён и лежал несколько месяцев, не вставая с постели. Получается, что в нашем сознании отпечатался образ человека в момент его слабости, в совершенно нетипичном для него состоянии.
➡️ Как так произошло:
1️⃣ Кто-то когда-то выбрал именно этот автопортрет художника, как основной. Хотя сам Карл написал его больше для себя, пробуя осознать те изменения, которые привнесла в его лицо и взгляд болезнь. Если бы Брюллов выбирал себе сейчас аватарку, то сомневаюсь, что он выбрал бы именно эту.
Так работает пропаганда и создание чьего-либо образа. Кто-то когда-то решил, что так будет. Это как навешивание ярлыков, создание стереотипов. В одних случаях это делают осознанно, создавая имидж, в других так просто складывается.
2️⃣ Почему-то исторически так сложилось, что нам чаще всего показывают картины известных людей уже в возрасте, как будто не было их молодости. Понятно, что раньше не было возможности наделать сто пятьсот фотографий с самого рождения. Но даже у тех селебрити прошлого, у кого были портреты в юности, они менее растиражированы. Хотя, согласитесь, это тоже не всегда адекватно. Это как, если бы мы помнили Ален Делона или Бреда Пита только с морщинами и сединой на висках.
3️⃣ Наш мозг очень любит упрощения и обобщения.
У нас в голове для всего есть своя коробочка. И нам легче жить, когда мы можем чётко отнести того или иного человека, страну, явление в какую-то категорию и наклеить на них лейбл. Тогда у нас всё по полочкам и везде порядок.
Это из серии: все русские угрюмые и никогда не улыбаются, все рок-музыканты наркоманы, Париж - это романтика и Эйфелева Башня. Поэтому очень полезно путешествовать, чтобы разрушать навязанное нам представление о мире, людях и событиях.
В Латинской Америке я ставила в ступор местное население, когда рассказывала им, что в Сибири летом +40, потому что они живут с чётким убеждением, что у нас вечная мерзлота по всей России круглый год. И они всегда удивляются тому, что мне холодно дома в неотапливаемом помещении. "Ты же русская, ты же любишь холод..."
На Бали я была в шоке, когда первый раз в жизни увидела жёлтый арбуз! У нас уже на подкорке записано, что арбуз он же красный, но оказывается, что не всегда.
Так и с людьми. Не все мужики козлы и не все блондинки дуры. И если один изменил, то не значит, что изменяют все. Если бывшая оказалась стервой, то не надо думать, что все бабы такие. Чем меньше в нашей голове обобщений из серии "все, всегда, никто, никогда", тем меньше ограничений в жизни мы сами себе создаём. И, кстати, большая часть психологической работы состоит именно в этом - расширить картину мира человека, найти те самые пресловутые ограничивающие убеждения, мешающие жить. О том, как складываются наши жизненные сценарии подробно рассказываю тут
4️⃣ Мы не проверяем факты и не делаем сверку с реальностью.
В случае с Брюлловым, думаю, что только искусствоведы и люди реально заинтересованные его творчеством, знали, как художник на самом деле выглядел. У них было просто больше данных и информации. Остальная публика ест то, что ей дают, как говорится.
Также и в жизни. Мы очень часто фиксируем себе образ какого-то человека в голове по тому, что о нём рассказывают другие. По одной встрече с ним. По тому воспоминанию, что было 20 лет назад. Но это всё может не иметь никакого отношения к действительности сейчас.
Более того, мы сами любим навешивать на себя ярлыки:
"я не такой, я не такая, это не про меня, я это не могу, у меня не получится, я так не умею."
И выводы о себе такие мы делаем на основе того, что нам сказала в детстве мама, бабушка, учитель. Потому что так говорил мой начальник или мой бывший. Или потому что у меня когда-то что-то не получилось с первого раза... "Ты неумёха, жопа у тебя толстая, руки не из того места растут, да кто тебя такую замуж возьмём!"
➡️ Поэтому очень полезно периодически проводить ревизию и спрашивать: "а действительно ли это так?" И в первую очередь развивать гибкость сознания и критическое мышление. Ведь, если вы способны допустить мысль, что всё может быть совсем по-другому, то вы к решению любой самой сложной задачи подойдёте с творческой стороны и достигнете успеха быстрее.
✨Как вам история? Расшатала я немного вашу коробочку?
Карикатуры он нарисовал на себя сам. Оказывается Брюллов был мастером шаржей и часто подсмеивался над своими друзьями.