Найти в Дзене
Инженерные изыскания

😱Как строили сталинскую высотку на Красных Воротах: ледяной фундамент и здание под наклоном

Итак, 1947 год, Москва готовится к 800-летию, и Сталин приказывает возвести семь грандиозных высоток. Одна из них, у метро «Красные Ворота», стала настоящим инженерным чудом. Почему? Потому что её строили под наклоном, а грунт под ней превратили в гигантский ледяной монолит! Но давайте обо всём по порядку... Представьте: 1950 год, стройплощадка на площади в центре Москвы, прямо у Садового кольца. Архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев хотят совместить высотку с вестибюлем метро. Но под землей — водонасыщенные плывуны (пески, которые текут, как жидкость). Строить нужно одновременно! Но как? Инженеры Метростроя во главе с Яковом Дорманом предложили проморозить плывунные пески. Но была еще одна проблема… Замороженный грунт пучился (расширялся). Когда лёд растает, фундамент просядет. Решение? Строить с наклоном! Колонны каркаса установили под расчётным углом. Когда грунт оттаял, здание выровнялось. Результат: в 1953 году высотка встала идеально ровно — без перекосов и трещин. Сегодня
Оглавление
Источник изображения: tourister.ru
Источник изображения: tourister.ru

🏗️ Небоскреб, который построили… вморозив в лед

Итак, 1947 год, Москва готовится к 800-летию, и Сталин приказывает возвести семь грандиозных высоток. Одна из них, у метро «Красные Ворота», стала настоящим инженерным чудом. Почему? Потому что её строили под наклоном, а грунт под ней превратили в гигантский ледяной монолит!

Но давайте обо всём по порядку...

🚧 Проблема: плывун под Москвой

Источник изображения: pastvu.com
Источник изображения: pastvu.com

Представьте: 1950 год, стройплощадка на площади в центре Москвы, прямо у Садового кольца. Архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев хотят совместить высотку с вестибюлем метро. Но под землей — водонасыщенные плывуны (пески, которые текут, как жидкость).

Что это значит?

  • Котлован для метро глубиной 24 метра мог быть размыт и обрушиться;
  • Если строить последовательно (сначала метро, потом здание), проект затянется на 1,5 года;
  • Но Иосиф Виссарионович ждать не любил…
Источник изображения: ria.ru
Источник изображения: ria.ru
Строить нужно одновременно! Но как?

❄️ Гениальный ход: заморозить грунт

Источник изображения: livejournal.com
Источник изображения: livejournal.com

Инженеры Метростроя во главе с Яковом Дорманом предложили проморозить плывунные пески.

Как это работало?

  1. Пробурили 230 скважин глубиной до 28 метров.
  2. Запустили туда рассол хлористого кальция (–20°C).
  3. Грунт превратился в ледяную крепость, и котлован перестал «плыть».

Но была еще одна проблема…

📐 Расчёт на миллиметры: здание под наклоном

Источник изображения: архивные издания
Источник изображения: архивные издания

Замороженный грунт пучился (расширялся). Когда лёд растает, фундамент просядет.

Согласно расчетам:

  • фундамент поднимется на 50 мм,
  • здание отклонится от вертикали на 16 см.

Решение? Строить с наклоном!

Колонны каркаса установили под расчётным углом.

Когда грунт оттаял, здание выровнялось.

Результат: в 1953 году высотка встала идеально ровно — без перекосов и трещин.

🔥 Почему это прорыв в строительстве?

Источник изображения:  tmatic.travel.ru
Источник изображения: tmatic.travel.ru

Источник изображения: pastvu.com
Источник изображения: pastvu.com
  1. Первый в мире случай искусственного замораживания для высотного здания.
  2. Уникальные расчеты — отклонение предсказали с точностью до миллиметра.
  3. Экономия времени — параллельное строительство метро и небоскреба.
Сегодня этот метод активно используют геотехники, но в 1950-х это было на грани фантастики.

🔎 Интересный факт

Источник изображения: ru.advisor.travel.
Источник изображения: ru.advisor.travel.

В здании на Красных Воротах сейчас находится МИИТ (транспортный университет). А его фундамент до сих пор держится на «ледяной» истории 70-летней давности.

📌 Почему это важно сегодня?

  • Современные небоскребы тоже строят на сложных грунтах — опыт сталинских высоток все еще актуален.
  • Цифровые технологии позволяют делать расчеты быстрее, но физика грунтов не изменилась.

Хотите узнать больше инженерных приемов и нестандартных решений в строительстве? Напишите в комментариях 👇сделаем продолжение! 👍🏗