Хоть хороший текст от плохого мы отличить можем, но самим написать хорошую книгу получается не у всех. Причина проста. Чтобы создать хороший текст, одного воображения и красивого слога мало. Нужно еще хорошенько продумать свою историю.
Я не писатель, но я читатель. Можно даже сказать, что профессиональный: я сотрудничаю с издательствами, читаю рукописи, которые им присылают, и анализирую их.
В этой статье я хочу рассказать о типичных ошибках новичков, которые я регулярно встречаю как ридер, и дать несколько советов. Возможно, это кому-то поможет.
Примечание: это вторая часть статьи, первая вышла в среду. Так что начинаем с четвертого совета.
Совет четвертый. Конфликт
В предыдущей статье я уже говорила про героев: что нужно продумать их мотивацию, конфликт, привычки и прочее. Кстати, такими объемными лучше сделать не только главного героя, но и тех, кто, так сказать, с ним рядом.
Конфликт и мотивация - то, что движет сюжет.
Но кроме личного конфликта персонажа нужно продумать и глобальных конфликт истории, то, что будет двигать сюжет. Ну, собственно, это то, почему пишется история.
В идеале у вас должно быть несколько конфликтов. Чем больше - тем лучше (если они не надуманные). Как их сделать? Ну, обычно у нас есть история, а есть арки в этой истории.
Вот у вас и должен быть один общий конфликт на всю историю, и конфликты поменьше - в арки.
В качестве примера используем всю ту же Джей Кей Ро. Основной конфликт романа - зло в лице Волан-де-Морта. Они должны сразиться и Гарри должен его победить. Ради всего хорошего против всего плохого. Их противостояние - основной конфликт саги.
Но есть и сюжетные арки. Условно, каждая из семи книг - арка. И в ней уже идут свои конфликты (они есть в названии): не дадим Володе философский камень, не раскроем Тайную комнату, узнаем правду узника Азкабана и спасем Сириуса и т.д. и т.п.
Внутри этих арок есть еще и свои подконфликты. И все это приводит к тому, что история становится увлекательной.
Помните: без конфликта нет произведения. А то читала я как-то историю, где весь сюжет был построен вокруг того, что герой сходил в школу, поскубался с учителями (чисто для проформы), погулял с девочкой - а дальше сюжет в стиле "а кому мочало". Ни целей, ни мечтаний, ни конфликта - чисто бытовуха.
Хочется спросить в духе школы: "А чего хотел сказать автор?".
Совет пятый. Матчасть
Это совет для тех, кто хочет в тренды. Т.е. ну вы знаете, раньше были популярны дарк-академии (вроде, и сейчас волна идет), потом спортивные романы, нынче вот Азия популярна.
Если вы хотите писать про это, пожалуйста, изучите матчасть. Не просто названия азиатских духов или термины из футбола. Почитайте про что вы пишете.
Если человек не разбирается в теме, это очень заметно. И история от этого сильно проигрывает. Если она вообще получается.
Знаете, какая самая большая проблема? Когда не получается антураж. Ну т.е. человек описывает какой-нибудь Китай допотопных времен, а вот убери из текста "гарем" и "император", замени его на "куртизанок" и "царя" - и вообще смысл не изменится.
Не надо так.
Или вот я вообще недавно историю читала, где европейские аристократки, которые чуть ли не к Елизавете Второй с полпинка в гости заходили, противницу обзывали... обидным словом "колхозница".
Вот откуда, я вас спрашиваю, европейские аристократки про колхоз знают и догадываются, что про себя это услышать неприятно? Я уже не говорю о том, что не понимаю, как бедная европейская девушка поняла, что ее оскорбили и почему она пообещала им показать кузькину мать.
Короче. Антураж - наше все. Про него забывать нельзя.
Совет шестой. Штампы штампам рознь
Если вы мечтаете издаться, то наверняка знаете, что издательства ищут авторов оригинальных историй, но в то же время, чтобы они писались под определенные тренды.
Ну да, как везде: нужны 20-летние девушки с 30-летним опытом работы и взрослым ребенком :)
В общем, что в самиздате, что в бумаге тема такова, что надо стремиться в тренды.
Но тренды это да, установленные каноны - тоже да. Но не надо прям списывать полностью.
Ох! Сколько через мои лапки прошло обалденно прекрасных историй, где она - "нетакая" дочь ангела и демона/мага и охотника на магов/вампира и оборотня/эльфа и орка и т.д. и т.п., единственная, способная спасти мир, прекрасная, словно заря и способная на магию, с которой никто не может сравниться.
В общем, приятно познакомиться, штамп штампович. По возможности старайтесь избегать избитых ходов, характеров, сюжетных поворотов. Это упрощает историю. Ведь подобие никогда не будет так высоко цениться, как оригинал.
Если же используете штампы, то обыгрывайте их. Найдите новый, нестандартных подход. Расставьте акценты иначе. Пусть история станет немного другой. В общем, не нужно слепо списывать.
Совет седьмой. Ищите подходящих
Ну и последний совет. Он для самых стойких - тех, кто дополз до конца этой статьи.
Итак. Вы написали шедевр. Вы уверены в себе сильнее, чем Геркулес, когда лез в авгиевы конюшни. Ваш текст крутой, и мир обязан познакомиться с ним.
Знаете, что это значит? Что пришло время веерной рассылки! Находим издательства и отправляем им всем свою гениальную работу. Они еще узнают, как им повезло.
Я не буду тут давать совет, как писать и что делать. В конце концов, в тот момент, когда ваше письмо будет отправлено, я не буду сидеть по ту сторону монитора. Не я ловлю сообщения. Я только читаю рукописи.
Но вот вам мой совет: не отправляйте свои шедевры тем, кому они заранее не подходят.
Поясняю. Сначала изучите издательства, которые публикуют похожие на вашу рукопись книги (жанр, целевая аудитория и т.п.), а затем отправляйте.
А то был у меня случай. Издательство объявило опен-колл на романы о первой любви, а мне попала рукопись... про эксперименты ученых над сознанием человека. Эксперименты, скажем, там были такие, что у меня еще несколько дней после рукописи глаз дергался.
И главное - никакой романтики. Зато почти в каждом абзаце ссылки на Канта, Фому Аквинского, Аристотеля и прочих умных личностей.
Не, я, конечно, после философии, которую пережила на втором курсе, личность всеядная, но сомневаюсь, что девочки 13-15 лет хотят читать именно это.
В данном случае история была сразу мимо. Не то издательство, не тот конкурс. Так что тоже смотрите, куда отправляете и будет ли вам там место.
На этом советы от ридера закончились. Были ли они вам полезны? Узнали что-то новое? Хотите ли узнать еще что-то у меня? Задавайте вопросы, с удовольствием отвечу.
А также я напоминаю, что у меня появился блог в Телеграме, где я рассказываю о своей работе с издательствами, рассказываю о своих проектах, о книгах, которые я читаю и вообще о жизни. Присоединяйтесь (тыкнуть сюда).